2018-05-08T17:55:44+03:00

Коллекционер случайно купил машину, на которой его дядя-фронтовик въехал в Берлин

Спустя полвека раритетный автомобиль вернулся к родственникам своего хозяина
Поделиться:
Комментарии: comments4
Раритетный «ГАЗ-67» часто принимает участие в парадах. За рулем - его нынешний владелец Александр Савенков.Раритетный «ГАЗ-67» часто принимает участие в парадах. За рулем - его нынешний владелец Александр Савенков.Фото: из личного архива
Изменить размер текста:

Советский внедорожник «ГАЗ-67»: маленьким армейским трудягой прозвали эту машину за мобильность и выносливость. Мог не только возить командиров на передовой, но и тянуть на буксире легкие пушки, полевые кухни, а если надо – вывезти раненых в госпиталь. Сегодня заполучить такой раритет мечтают все коллекционеры ретро-автомобилей. Именно, чтобы военный, чтобы под капотом осталась пыль фронтовых дорог... Таких с октября 1943-го по 9 мая 1945-го было выпущено всего 6 068 штук. А сейчас, спустя более чем 70 лет, их уже днем с огнем не сыщешь.

«ГАЗ-67» до реставрации Фото: из личного архива

«ГАЗ-67» до реставрацииФото: из личного архива

Историю одного такого автомобиля прочитайте, а потому решайте: это совпадение или воля судьбы.

- На таком «ГАЗ-67» воевал мой дядя – майор Александр Савенков, в честь которого меня и назвали, - рассказывает красноярский коллекционер ретро-техники Александр Савенков. - Только я – Григорьевич, а он – Тимофеевич. Этот «ГАЗ» ему жизнь спасал не раз, на нем он после войны домой приехал.

Майор Александр Савенков - тезка и родной дядя коллекционера Фото: из личного архива

Майор Александр Савенков - тезка и родной дядя коллекционераФото: из личного архива

Александр Тимофеевич Савенков во время Великой Отечественной войны был политруком. Штабному человеку полагалась персональная техника, ездил он поначалу на «полуторке» - «ГАЗ-АА». Приехал как-то летом 1943 года в одну из воинских частей. Рядовой боец совершено случайно увидел, как Савенков с командиром курит, и узнал его – так это же брат двоюродный!

Александр брата тоже признал сразу:

- Демьян, ты? Жив?! Вот это встреча! Как ты, весточку из дома давно получал? Как там семья?

С начала войны не виделись, соскучились, разговорились. У Александра в то время водитель был неумеха. А Демьян Прокопенко до войны в колхозе (они оба родом с Алтая) работал трактористом. В общем, в тот день забрал политрук брата к себе водителем. По сути – спас его от неминуемой гибели, потому что наутро рота вступила в бой и все ребята погибли.

В сентябре 1943 года их «полуторку» разбомбили. В октябре как раз начали выпускать «ГАЗ-67». И тогда получили братья новую машину, на ней до самого Берлина и доехали. Демьян первым демобилизовался, а Александр уже в 1949 году вернулся домой на Алтай на своем «Иван Иваныче» - так он назвал своего фронтового товарища.

- В 1967 году мой дядя умер, родственники продали его машину. Кому, я не знаю, я тогда только-только родился, - рассказывает коллекционер. – А четыре года назад, когда я только увлекся ретро-техникой, мне товарищ рассказал, что нашел в Березовке старую машину, вроде как фронтовую. Стоит уже много лет, в ограде у кого-то только место занимает. Я тогда даже не подозревал, что это та самая машина. Я съездил, посмотрел, купил в общем-то за копейки. А что там брать было – там сгнило все, что могло сгнить. Сколько она хозяев сменила, можно только представить. Я кузов полностью из нового железа скроил и сделал. Из заводского только двигатель да передняя часть остались. Вышла она мне ориентировочно в 360 тысяч рублей.

О том, что случайно купленная развалина - семейная реликвия, стало известно лишь пару лет назад. Коллекционер вспоминает: собрались на семейный праздник, человек 15. Двоюродная сестра Мария Александровна Савенкова рассказала, что у фронтовой машины отца был номер 116.

Нынешний владелец Александр Савенков Фото: из личного архива

Нынешний владелец Александр СавенковФото: из личного архива

- Меня как будто холодной водой окатило, - говорит Александр. - Я говорю: прикол хотите? Сейчас эта машина у меня! «Не может быть!». Я им – документы на стол: смотрите, может. А в техпаспорте стоит номер двигателя – 116. После этого я «ГАЗ-67» для меня стал самым ценным экспонатом в коллекции. Это же память о моих предках.

Сегодня у красноярского коллекционера в автопарке больше дюжины экспонатов. Но «Иван Иваныч» - самый любимый. Он принимает участие в выставках, в торжественных шествиях в честь Дня Победы. Александр надевает солдатскую гимнастерку образца 1943 года и с гордостью проезжает по улицам города на настоящей фронтовой машине.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также