Двушка Екатерины Даниловны обставлена, как в начале прошлого века
Фото: Олег ЗОЛОТО
Живет ли петербургская пенсионерка Екатерина Юхнева в музее или превратила в музей свое жилище, мы до конца так и не поняли. Но если это музей, то точно не пыльный и не закостенелый. А сама Екатерина Даниловна – его главный экспонат.
УЧИТЕЛЬНИЦА ИЗ СИБИРИ
Доходный дом евангелическо-лютеранской церкви святой Анны, на Фурштатской, 9, построили в 1903 году по проекту двух молодых архитекторов. Один из них, Лев Ильин, через 30 лет станет автором Генплана Ленинграда. За век с лишним дом не переживет ни одного капремонта: его не разрушат ни время, ни война.
Наддиванное зеркало - обязательный атрибут старинной гостиной
Фото: Олег ЗОЛОТО
Одной из жительниц нового дома стала учительница Анненшуле, преподававшая в начальной школе для девочек. Девушка перебралась в столицу из Сибири, где жили ее родители. Как и положено приличной барышне, она жила с компаньонкой – пожилой вдовой.
В девичьей стоит буфетный шкаф. Не потому, что барышня любит перекусить: в нем хранится одежда
Фото: Олег ЗОЛОТО
– Учитель считался весьма уважаемым человеком, поэтому одинокому бесплатно давали двухкомнатную квартиру в 100 метров, – рассказывает Екатерина Даниловна. – Когда учитель женился, его с супругой переводили в четырехкомнатную квартиру. А когда у них появлялись дети, семью переселяли в шестикомнатную квартиру, и это был минимум. Ведь шесть комнат – это только-только, даже без будуара и бильярдной: кабинет, спальня, столовая, гостиная, детская и комната гувернантки.
Считается, что личные послания писали пером и при свечке
Фото: Олег ЗОЛОТО
Когда в советское время начались «уплотнения», учительница позвала к себе родственников. Вскоре вышла замуж, уехала в Прибалтику. А в квартире остались ее родные.
За век в жилище сменилось шесть поколений семьи Юхневых. Многие – педагоги и краеведы. Здесь они пережили блокаду.
Екатерина Юхнева пишет книги о доходных домах и преподает в вузах
Фото: Олег ЗОЛОТО
– Когда началась война, бабушка с девятилетней дочерью уехала к родственникам в Иркутск, а дедушка остался работать, – рассказывает Екатерина Даниловна. – Его вывезли вместе с институтом на Большую землю только в марте 1942-го. Выжил он благодаря тому, что еще осенью, до того, как обессилел, натаскал в квартиру дров из нашего дровяника. А от голодной смерти спасли засахаренные варенья: ел по две ложки каждый день.
После войны жили дружно и тесно. Бывало, что в двушке, хоть и просторной, ютились сразу четыре поколения семьи.
ПО ТРИ ЛЯПА В КОМНАТЕ
В музей квартира Юхневых трансформировалась постепенно. Сначала на жилище, обставленное как в старину, приходили любоваться только друзья и знакомые. Потом в гости стали проситься студенты.
Чтобы почувствовать себя настоящей дамой, порой достаточно примерить корсет
Фото: Олег ЗОЛОТО
– Идея, увы, не моя: во Франции, если ты живешь в историческом замке, то обязан его показывать, – отмечает хозяйка старинной квартиры. – В Амстердаме знаменитые узкие исторические домики «дежурят» по очереди, а экскурсионные группы приходят в этот день без предупреждения. Я профессионально занимаюсь доходными домами, защитила диссертацию, книжки пишу на эту тему. И мне хотелось показывать, как доходные дома выглядели изнутри. Как жили обычные горожане.
Стремление Юхневой сохранить историю в деталях поддерживает вся ее семья
Фото: Олег ЗОЛОТО
Вот только с этим в городе-памятнике, оказывается, проблемы: Петербург демонстрирует либо дворцы, либо мемориальные квартиры, либо пустые каменные коробки без внутренней составляющей вообще. Рассказывать же о быте обычного горожанина второй половины XIX-XX веков попросту не на чем - материала нет.
Гсоитная включает в себя столовую и кабинет
Фото: Олег ЗОЛОТО
– В мемориальных квартирах, к тому же, много бытовых ляпов, – добавляет Юхнева. – Когда там со студентами экскурсии проводила, обещала зачет автоматом, если находили по три принципиальных ляпа в каждой комнате. И находили.
ПРИВЫКЛИ ПО СТАРИНКЕ
Квартира стала музеем осенью 2016-го. Ничего радикально менять не пришлось. В том числе и… место жительства.
– Мы привыкли жить по старинному обиходу и в окружении старинных вещей, – улыбается хозяйка квартиры-музея. – Мы с дочерью здесь едим, спим, занимаемся, принимаем гостей. Эта квартира живая: есть и неисторические вещи, вроде ноутбуков, стиральных машин.
Блестящие поливные изразцы скромная учительница позволить себе не могла, поэтому печка просто крашеная
Фото: Олег ЗОЛОТО
Но «евроремонт» жилища не коснулся (хотя нанятые ремонтники настоятельно рекомендовали выровнять стены, зашить световые окна, поставить стеклопакеты и купить «приличную» мебель в «Икее»): сохранились и световые окна, и окна, и двери, и вся фурнитура. В квартире два входа – парадный и для прислуги, ведущий на черную лестницу.
Обои в передней прикинулись кожаными
Фото: Олег ЗОЛОТО
От круглой печи и кухонной плиты, которая занимала треть кухни, пришлось отказаться еще в 1970-е годы. Вообще и кухня, и ванная с туалетом современные, иначе ни покушать, ни помыться у обитателей музея не вышло бы. Зато осталась печь-голландка, встроенная в капитальную стену. Печка работает и спасает хозяев во время отключения отопления.
На полу – паркет семидесятых годов. На стенах – современные обои, которые успешно прикинулись аутентичными.
Раньше прихожие оклеивали газетными вырезками. Потому что красиво!
Фото: Олег ЗОЛОТО
– В спальне учительницы бумажные обои притворяются шелковыми, в передней – традиционно кожаными, в гостиной – имитация деревянных панелей, а в прихожей на стенах газетные рекламы: красивые вырезки использовали вместо обоев, – объясняет Юхнева. – Мы постарались и оттенок максимально сохранить: общественные помещения чаще делали холодных цветов, личные – теплых.
ЖИЗНЬ КАК ПРОЦЕСС
Обставлен дом-музей сплошь старинной мебелью. Правда, такой, какая в начале прошлого века был в каждой среднестатистической квартире. Большинство экспонатов – вещи Екатерины Даниловны и ее родных. Но есть и предметы, приобретенные специально для музея. Например, дамский ломберный столик – большая редкость, которую не увидишь ни в одной экспозиции в Петербурге.
Во время экскурсий это учительница из Сибири. В остальное время - дочь Юхневой Елизавета
Фото: Олег ЗОЛОТО
Расставлена мебель тоже «по-старинному». В личной девичьей комнате – четыре зоны: спальня с неширокой кроватью, библиотека, будуар и гардеробная, причем кровать и диван стоят по «теплой» стене, ближе к печке.
Печь-голландка до сих пор функционирует и делает межотопительный период уютнее
Фото: Олег ЗОЛОТО
Вторая комната включает гостиную, столовую и кабинет. Любопытный предмет интерьера – тумба для альбомов высотой под локоть. Перед приходом гостей хозяева решали, какие из альбомов могли их заинтересовать, и выкладывали их на крышку высокой тумбы. При этом листать альбомы, спрятанные внутри тумбы, запрещалось.
На высокой альбомной тумбе оставляли то, что гости могут полистать в ожидании хозяев
Фото: Олег ЗОЛОТО
– Третья комната – маленькая комнатка вдовы-компаньонки, находится за кухней. Но, хотя во время экскурсий я играю роль вдовы-компаньонки, а дочь – девицы-учительницы, комнатами мы поменялись: все-таки хозяйка здесь я, – улыбается Екатерина Даниловна.
Голландка сохранилась, а вот от круглой печи и огромной кухонной плиты пришлось избавиться
Фото: Олег ЗОЛОТО
Унылые экскурсии – не случай Екатерины Даниловны: для гостей она проводит игровые программы. Ей хочется показать привлекательность старинного восприятия жизни как процесса. Ах, как красиво и увлекательно могли обставлять все, чем они занимались в жизни.
Вообще, на девичьей кровате должна спать девица. Но спит компаньонка-вдова: с хозяйкой дома-музея не поспоришь
Фото: Олег ЗОЛОТО
– Мы живем целями: если садимся вязать, то потому, что нам нужно что-то связать. А они воспринимали жизнь как процесс, – рассказывает Юхнева. – И, думаю, это разумно, ведь жизнь как цель – это прямая дорога на кладбище. Поэтому они старались украсить любой процесс: если они вышивали, то двигались изящно, вели тонкую беседу, слушали прекрасные романсы, даже игольница у них была само произведение искусства. Это важно: сам не украсишь свою жизнь – так она и пойдет, некрасивая.
«НЕДОРОГО, А ПРИЯТНО!»
«Хранительница» музея уверяет, что она не замшелая почитательница старины и не сумасшедшая, заигравшаяся в реконструкцию прошлого века. Стирает в стиралке, работает на компьютере. Но почему бы не надеть красивое длинное платье и шляпку, если погода позволяет?
Квартира живая. Например, фотографии - привет из современности: раньше таких больших не печатали
Фото: Олег ЗОЛОТО
– Недорого, а приятно, – улыбается Юхнева. – Бабушку тоже всегда удивляло: это ж как себя надо не любить, чтобы для гостей скатерти стелить, а для себя, единственной, – нет? Она всегда кормила нас на свежих крахмальных скатертях, а ведь тогда не было ни стиральных машин, ни порошков.
Родня Екатерины Даниловны тоже перенесла многое из прошлого века в свою современную жизнь. Суп подают в супнице. Пьют не из кружек, а из чашек, которые ставят на блюдца.
Урок чистописания - одна из "забав", которую предлагают в чудо-музее
Фото: Олег ЗОЛОТО
– Мы пытаемся не просто удивить, а создать привлекательный образ, чтобы люди задумались, как мы живем, – рассуждает Юхнева. – С каждым поколением что-то утрачиваем. Стираются грани между одеждой и нижним бельем. Стираются грани между мужчиной и женщиной. Но ведь унисекс как следствие глобализации и урбанизации – это не единственный вариант, государство не может диктовать, как обставить квартиру, как одеваться. Через погружение я пытаюсь показать, что то, как жить, – это личный выбор каждого.