Юрий Стоянов приезжал в Екатеринбург в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны»
Фото: Алексей БУЛАТОВ
В этом году исполняется 25 лет с того, момента, как на телевидении вышла первая серия «Городка». Того самого, в который, «ах, как хочется вернуться и ворваться». Юмористическая телепередача стала поистине «народной» - ее создатели и по совместительству актеры Юрий Стоянов и Илья Олейников выпускали «Городок» целых 12 лет. Вплоть до смерти последнего. После этого «Городок» закрыли... Сейчас Юрий Стоянов играет в кино, выступает в театре. В Екатеринбург актер приехал читать «Декамерона» на сцене Свердловской филармонии. А заодно встретился с «Комсомолкой».
Юрий Стоянов и Илья Олейников познакомились в 1989 на съемках фильма "Анекдоты"
- Вот куда не приедешь, везде духота. В Москве душно, в Свердловск приедешь - душно. Надо форточку открыть, - с места в карьер начал Юрий Стоянов, тщательно прощупывая батареи. – Странно, холодные.
- Когда топят лучше, чем когда не топят.
- Да ну! Я жару вообще не люблю. Холод другое дело. Скажите, а где здесь можно курить?
- Я читала, что вы бросить хотели.
- «Все врут календари» - это еще до меня Грибоедов сказал. Никогда в жизни! Ни разу! Но ничего хорошего в этом нет! Лучше не курить.
- Согласна. Юрий Николаевич, я посчитала, что в этом году, в апреле исполнится 25 лет с того момента, как «Городок» вышел на телеэкраны...
- Дай-ка подумаю. А ведь верно! Это был 1993 год.
- Если "Миротворец" хотел мне сделать больно, то у него ничего не вышло! - говорит Юрий Стоянов
Фото: Алексей БУЛАТОВ
- Юбилейная дата. Не планируете римейк сделать? Они сейчас в тренде. Только в главной роли не вы…
- А Ваня и Петя.
- Да, допустим. Ваня Ургант и Сережа Светлаков?
- Нет, они бы этого никогда не сделали. Они не сильны в формате «Городка». Они делают то, что умеют. То, что у них хорошо получается. Мы не умеем делать то, что делают они. А по поводу римейков, они постоянно выходят. То на одном канале, то на другом. Я их вижу дофига! Порядочные люди говорят, что они выросли на «Городке» и сознательно используют этот опыт. А те, кто не говорит, в душе все равно нам благодарны. Потому что поколение «Городка» - это поколение людей пытающихся смешить. Мы же тоже кого-то смотрели: маленькие грузинские новеллы, Чарли Чаплина, американские программы. Принципиальное отличие «Городка» было в том, что телепередачу делали не выходцы из КВН, а люди, у которых в дипломе написано: «Ар-тист». Но авторами «Городка» все равно были выходцы из КВН.
Юрий Стоянов и Илья Олейников на съемках передачи "Городки"
«ГОРОДОК» ЗА ТРИ РУБЛЯ
- Вроде как юмористическая передача, а песня в финале хорошая, но безумно тоскливая. Почему?
- Мы не ставили цель – заставить ржать. «Городок» была смешная и в то же время грустная передача. Маленькая энциклопедия своего времени и большой страны. А смешной и популярной она стала благодаря моему партнеру – Илье Олейникову. Точнее успех «Городка» - не заслуга отдельного человека. Это заслуга пары. Гениальной пары: Олейников – Стоянов. А песня, написанная Юрой Варум, придавала передаче особое настроение, возвращала в детство. Кстати, по закону титры шли не больше 15 секунд. И чтобы песня, хоть сколько-то проиграла, нам приходилось ставить ее подальше от конца. Поэтому большая часть людей помнит только строчки: «Ах, как хочется вернуться, ах, как хочется ворваться в городок».
В "Городке" Юрий Стоянов играл как мужские роли, так и женские. Фото: Кадр из "Городка"
- Не правда! На нашу улицу в три дома, где все просто и знакомо, на денек.
- Значит, вы просто давно смотрели «Городок»! Потом песня, к сожалению, больше не звучала. Она давала грустинку, делала передачу лирической. А вовсе не ржачкой про сантехников, продавщиц и плохих управдомов.
- Анжелика Варум не говорила вам спасибо за то, что вы прославили ее песню?
- Спасибо мы всегда друг другу говорим. А в остальном, времена были не цивилизованные. Многие из нас только догадывались о существовании в мире такого понятия как авторское право. Мы просто шли в 1993-м году мимо рынка. Из всех кооперативных ларьков со всякой новой музыкой играли песни. Тоже где-то украденные. Песня Варум звучала из ларька.
И мы просто купили кассету с этой записью.
- За сколько?
- Не помню. «Городок» за три рубля. Через 10 лет, мы встретились с Юрой Варум за кулисами и спросили: «А вы не возражаете, что уже 10 лет ваша песня звучит?» На что он ответил: «Конечно, нет! Ребята, спасибо вам за это» Многие считали, что песня была написана специально для передач. Но нет, она была куплена в ларьке.
На сцене Свердловской филармонии Юрий Стоянов читал "Декамерона"
Фото: Алексей БУЛАТОВ
ЗНАКОМСТВО С ИЛЬЕЙ НАЧАЛОСЬ С БУТЫЛКИ ВОДКИ
- Илья Олейников был вашим близким другом. Как вы познакомились?
- По-настоящему мы познакомились в 1989 году на съемках фильма «Анекдоты» режиссера Вити Титова. Это было 10 июля. В мой день рождения. Я пришел с бутылкой водки. И Илья тоже. Я попросил у него паспорт. Он попросил мой паспорт. Мы тщательно проверили данные. Да, мы родились в один и тот же день с разницей в 10 лет. Очень близко друг от друга. И мы никогда не придавали этому факту особого значения. Даже дни рождения праздновали по отдельности.
-Почему?
- Компании разные. Да и когда людей приглашаешь на двойной день рождения, они попадают на два подарка. Гостей жалко.
- 7 февраля вы попали в список «Миротворец» (украинский сайт, который нелегально публикует личные данные людей. В списке, по мнению авторов сайта, «агенты Кремля» - Ред.). Что это для вас значит? У вас же в Одессе живет мама?
- Да, я знаю об этом. Но мое отношение к малой родине, к людям, с которыми я вырос, которые меня любят, и которых люблю я от этого не изменилось. Это вообще не зависит от того, что два или три человека приняли такое решение. Я не стал от этого ненавидеть страну. У меня там мама, друзья. Если эти люди хотели причинить мне боль, то у них не получилось. Потому что они на время, а я навсегда! (Громко хохочет)
Актеры были очень близкими друзьями.
- Вы говорили, что ваша мама плакала, читая вашу автобиографию «Игра в городки». Но не сказали почему. Что ее так расстроило?
- Она плакала? Мамы у нас вообще плачут часто. Им много и не надо, чтобы заплакать. Хороший повод, плохой, неважно. Почему же она плакала… А! Там был очень трогательный рассказ. Он назывался «Не может быть». Но в книге его нет.
- То есть?
- Она прочитала его из книги, которая будет третьей! Вообще моей маме в книге понравилось все кроме одного. Она сказала: «Ты очень мало пишешь про себя». Наверное, так и есть. С другой стороны, зачем мне про себя писать? Про меня вы напишите. А я напишу про тех, про кого вы не напишите.
- Например, про Илью Львовича.
- Про Илью в моих книгах тоже очень много написано. Ведь все что я пишу - это продолжение того, что мы с ним делали вместе.
- Мою маму очень легко растрогать до слез. Фото: Личный архив Юрия Стоянова
Благодарим за организацию интервью Свердловскую филармонию. Юрий Стоянов выступал там в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны», которую более 15 лет осуществляет Министерство культуры Российской Федерации и Московская филармония.
Досье «КП»
Юрий Николаевич Стоянов родился в Одессе 10 июля 1957 года. В детстве начал писать стихи, играть на гитаре, занимался фехтованием, учился в студии киноактёра при Одесской киностудии. Окончил Московский государственный институт имени А. Луначарского. С 1993 по 2012 год совместно с Ильей Олейниковым вёл программу «Городок». На счету Юрия Стоянова более 50 ролей в кино. Самые популярные фильмы с его участием: «Ландыш серебристый» (2000) и «Человек у окна» (2010).
Вместе с Александром Цекало в фильме "Ландыш серебристый"Фото: кадр из фильма