Чаще всего инвалиды по слуху пользуются видеозвонками Фото: Юлия КУРЛАЕВА
Председатель общественной организации Ильфат Кудакаев ведет меня в комнату, где проходит собрание членов Оренбургского общества глухих. С порога приветствую всех так, как меня научили: машу высоко поднятыми вверх руками. Несколько десятков рук приветствуют меня в ответ.
Жестами председатель объясняет, что я – журналист, и просит присутствующих ответить на несколько вопросов. Непривыкшие к такому вниманию, они смущаются.
А вот и желающий. С помощью сурдопереводчика спрашиваю: «Как вам помогает видеодиспетчерская служба»?
- Диспетчерская служба - это очень удобно. Не нужно ждать переводчицу, чтобы сходить с ней по каким-либо делам, - «рассказывает» 43-летний Дмитрий. - В телефоне есть видеозвонок, по которому я могу попросить помощи переводчика, когда обращаюсь, например, в банк по вопросам кредита. Пользуюсь СМС, чтобы записаться врачу. Важно, что по Скайпу могут общаться и пожилые люди, которые не выходят из дома.
В Оренбуржье проживает более 2 тысяч человек с нарушением слуха, из них в областном центре - около 500. Поэтому в 2017 году региональное общество глухих разработало проект, который должен облегчить жизнь слабослышащим людям. А за поддержкой общественники обратились в Фонд президентских грантов. По их словам, для этого понадобилось оформить электронную заявку, предоставить описание проекта и устав организации. Вскоре президентский грант был получен.
На его средства активисты закупили оборудование, приняли на работу специалистов-диспетчеров. Как все это работает?
Человек с нарушением слуха выходит на связь с диспетчером через скайп, мессенджер, социальную сеть, электронную почту или СМС, сообщает свою просьбу или проблему. Например, в какой-нибудь организации с помощью видеозвонка он связывается с диспетчером, а тот переводит его обращение специалисту, ответ которого переводит на язык жестов. На все про все уходит несколько минут. Удобно!
Недавно в видеодиспетчерскую службу по скайпу позвонила инвалид по слуху. Она в одиночку воспитывает ребенка, которого не могла устроить в детский сад. Вся проблема заключалась в том, что чиновники просто не понимали, что она хочет. Специалисты подготовили и направили письмо в администрацию поселка с разъяснением, что эта женщина, являясь инвалидом и матерью-одиночкой, по законодательству имеет право на внеочередное зачисление ребенка в сад. Вопрос был решен.
Видеодиспетчерская служба занимается еще информированием. Когда различные организации присылают информацию о каких-либо мероприятиях, диспетчеры в общий чат отправляют сообщение с приглашением принять в них участие. Таким же образом инвалиды получают информацию об изменениях в законодательстве.
Бывает, что диспетчеров просят помочь грамотно оформить документы. А еще - вызвать экстренные службы на дом.
Объем работы у диспетчерской службы - колоссальный. Пока ее отделения работают в Орске, Бузулуке и Соль-Илецке. Через год они должны появиться в Ясном, Бугуруслане и Медногорске. Возможно, уже через пару лет так нужные людям диспетчерские центры появятся в каждом городе Оренбургской области.