Премия Рунета-2020
Красноярск
+3°
Boom metrics
Общество22 ноября 2017 8:20

Робототехника – территория умных!

В Красноярске школьники представили проекты, которые помогут врачам, учителям, дачникам, больным людям. Разбираемся, как превратить детское увлечение во взрослую профессию и какие идеи могут использоваться в домашнем хозяйстве
Первое место и подарки – это финал длительной работы по созданию робота. У команды должны быть яркие идеи, умелые руки, терпение, чтобы несколько раз переделывать и перепрограммировать, и конечно, необходимые материалы.

Первое место и подарки – это финал длительной работы по созданию робота. У команды должны быть яркие идеи, умелые руки, терпение, чтобы несколько раз переделывать и перепрограммировать, и конечно, необходимые материалы.

Фото: Андрей МИНАЕВ

Краевой робототехнический фестиваль проходит в красноярской школе № 149 уже в четвертый раз.

- Робототехника - одно из самых популярных направлений в сфере дополнительного образования. Это профессиональная ориентация школьников в области инженерии через погружение в решение прикладных задач по робототехнике. Направление робототехники позволяет привить ученикам навыки решения инженерных задач, дети приобретут необходимый опыт для дальнейшего поступления в технические вузы, - отметила руководитель главного управления образования Татьяна Ситдикова.

- Интерес за это время вырос настолько, что подходят не только учителя, но и родители, тоже хотят участвовать! Все больше становится команд и городов, - рассказывает организатор фестиваля Максим Дмитриев. - Сначала у нас было 3 команды в категории FTC, в этом году - 7. Поясню, FTC - это большие металлические роботы, которые придумываются и изготавливаются несколько месяцев. Детали для них берут готовые, из конструктора, некоторые распечатывают на 3D-принтере, применяют подручные материалы. Бывает, что робот из фанеры и алюминиевых профилей в чем-то даже лучше сделанного из готового конструктора.

Каждый год школьники всего мира получают задания из США, от организаторов лиги FТС. Они переводят его с английского и начинают работу.

Каждый год школьники всего мира получают задания из США, от организаторов лиги FТС. Они переводят его с английского и начинают работу.

Фото: Андрей МИНАЕВ

В этом году полезные призы и подарки победителям и участникам фестиваля приготовили партнеры издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» и компания Lego Education. Они имеют самое непосредственное отношение к робототехнике: выпускают учебники и учебную литературу, в том числе и по робототехнике, производят различные конструкторы для создания и программирования робототехнических моделей.

Больным - лекарства, дачникам - воду!

В творческой категории дети представили проекты, которые облегчат жизнь больным и врачам, городу и домашнему хозяйству.

- В прошлом году один такой проект представил мальчик, у которого бабушка принимала много лекарств, забывала про них и путала. Чтобы организовать прием препаратов правильно, внук придумал специального робота, - рассказал руководитель научно-исследовательской лаборатории медицинской кибернетики и управления в здравоохранении Красноярского медуниверситета Артем Наркевич.

Весь процесс создания подробно, по дням, описывается в инженерной книге. Это около 140-150 страниц с фото, чертежами, описанием программы, по которым жюри сможет оценить, каким путем достигнут результат.

Весь процесс создания подробно, по дням, описывается в инженерной книге. Это около 140-150 страниц с фото, чертежами, описанием программы, по которым жюри сможет оценить, каким путем достигнут результат.

Фото: Андрей МИНАЕВ

Лучший проект этого года для медицины - ПРТ, помощник раздачи таблеток, который придумали пятиклассники из Богучан Филипп Зорин и Геннадий Кулаков. Они рассказали, что их робот может считывать рецепт и выдавать нужное лекарство. Пока он запрограммирован на четыре вида препаратов, но в будущем их число можно значительно увеличить.

Медицинский интерактивный робот МИР может переносить лежачего больного.

- Мне нужно подумать над тем, чтобы сделать его более компактным и чтобы он не только работал от пульта, но и реагировал на голос, - поделился планами его автор, пятиклассник из Богучан Дмитрий Артемьев.

Юрий Слаушевский из Дивногорска придумал браслет доя дальтоников, который различает четыре цвета:

Наумова Алина и Кубрин Матвей решили взрослую проблему: что делать, если на даче нет воды.

Наумова Алина и Кубрин Матвей решили взрослую проблему: что делать, если на даче нет воды.

Фото: Андрей МИНАЕВ

- В будущем цветов может быть больше и браслет сможет различать их не только вблизи, но и на расстоянии.

А игра-викторина «Доврачебная помощь», созданная дивногорскими школьниками, может быть использована при проверке любых знаний: правил дорожного движения, знаний по географии и физике и т.д. На правильный ответ робот продвигается вперед, на неправильный - стоит на месте. Очень удобно для учителя: передал ученика роботу, и тот сам проверит его знания!

Наумовой Алине и Кубрину Матвею из Красноярска всего по 7 лет, но они взялись за взрослую проблему: что делать, если на даче нет воды? Значит, надо собрать дождевую и подать ее в дом, что и выполняет их робот!

Дети от 9 до14 лет делает свой проект и участвуют в играх роботов.

Дети от 9 до14 лет делает свой проект и участвуют в играх роботов.

Фото: Андрей МИНАЕВ

Зеленогорские школьники из центра образования «Перспектива» придумали автономного уборщика улиц на аккумуляторных батареях, бесшумный и бездымный, который может чистить и мыть дороги и тротуары.

Роботы в школе, дома и на производстве

Конечно, родителям и учителям хочется, чтобы детские идеи не оставались игрой, а воплощались в жизнь. И это тоже происходит! Вот только несколько примеров.

- В прошлом году участница наших соревнований собрала для мамы кухонный комбайн - диски для нарезки овощей в нем были настоящие, а корпус - из конструктора LEGO, - рассказывает Максим Дмитриев.

В этом году третьеклассники Тимур Магомедов и Гриша Заграчев из красноярской гимназии №10 придумали робот для фармацевтов: для приготовления лекарств он отмеряет нужное количество капель и смешивает их.

Фото: Андрей МИНАЕВ

Фото: Андрей МИНАЕВ

- А может, ваш робот может делать дома коктейли, - спрашиваю я у начинающих робототехников.

- Конечно, - отвечают они мне. - Робот сможет отмерить молоко, сироп, мороженое, а потом перемешать их.

- Все знают о системе «Умный дом», ее можно купить. Но дети могут сделать ее своими руками, - говорит тренер команды из Канска Александр Надымов. - По sms она может включить отопление в загородном доме, включать и выключать свет, телевизор и т.д.

- Дети могут автоматизировать класс: опускать экран, открывать и закрывать шторы, выключать свет, - добавляет тренер команды из Канска Александр Пажинский. - Знаю случай, когда в кабинете биологии дети сделали систему полива. Робот включается строго по часам и выдает нужно количество воды в нужном месте.

Школьники могут выходить со своими разработками и на производство, и такой опыт в России есть.

- Учитель информатики из города Архангельска Денис Копосов, автор пособий по робототехнике, тесно сотрудничает с предприятиями, - рассказала заместитель генерального директора по методической работе издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» Ольга Галутина. - Когда для опытного производства дорого использовать станки, ситуацию можно отработать на моделях, и это делают школьники.

- Есть направление «Инженерный проект» программы «Робототехника - инженерно-технические кадры инновационной России», которая помогает решать прикладные задачи конкретных предприятий. У нас в Красноярске это пока не развито, - говорит руководитель лаборатории по образовательной робототехнике «Инженеры будущего» и организатор фестиваля Максим Турушев. - Было бы хорошо, если бы представители предприятий пришли на детские фестивали и посмотрели, что могут и умеют дети, возможно, им станет интересно!

Фото: Андрей МИНАЕВ

Фото: Андрей МИНАЕВ

Охота на перспективных

Робототехника стала очень популярной, и главный вопрос для родителей - куда отвести ребенка?

Робототехника уже есть в некоторых школах как обязательный предмет. Также в школах есть кружки, а в городах и поселках - центры дополнительного образования.

Одним из самых крупных центров по обучению робототехнике стал детский технопарк «Кванториум» в Красноярске, который в этом году провел первый набор.

- Мест на робототехнике нет, но бывают дополнительные наборы на другие квантумы, которые тесно связаны с робототехникой, поэтому следите за нашей группой в соцсетях, мы регулярно проводим дни открытых дверей, лекции и мастер-классы для всех желающих, где вы можете познакомиться с нашим технопарком. А новый набор будем объявлять в августе 2018 года, не пропустите, - говорит директор детского технопарка «Кванториум» Сергей Кениг.

Очень важную роль для будущего образования играют соревнования по робототехнике. Именно там вузы высматривают звездочек!

Призерам предлагают бюджетные места СФУ, СибГау, медицинский университет, где готовят специалистов по медицинской кибернетике. Красноярских школьников приглашают университет и одновременно умный город Иннополис (Казань), МВТУ имени Баумана.

Как работает схема превращения детского увлечения во взрослую профессию, можно посмотреть на примере педагога лаборатории «Инженеры будущего» Никиты Рудометова:

- В 4-м классе я пришел в кружок по робототехнике и прошел всю программу от лего-роботов до больших металлических роботов, участвовал в краевых и российских фестивалях, занимал первые места. В 2013 году наша команда стал первой в Европе в самой престижной номинации. Участвовал в мировом чемпионате в США, где собралось около 120 команд из разных стран мира. На третьем курсе СФУ начал работать с детьми. Мое детское хобби стало профессией, я нашел работу по душе. Бакалавриат я уже закончил, сейчас получаю педагогическое образование в магистратуре.

С пятого класса занимается робототехникой и ученица школы №149 Анастасия Россихина, которая с выбором профессии уже определилась:

- Буду инженером!

Настя вместе с командой уже побывала не только на российских, но и на европейских соревнованиях, в Испании. Ближайшие планы - чемпионат Сибири в Иркутске.

Конечно, для осуществления всех этих планов нужна поддержка родителей:

- С малышами мы на соревнования ездили, потому что тренеру одному сложно, - рассказывает мама, Ирина Россихина. - Сейчас они стали постарше, сами справляются.

И, конечно, нужны спонсоры. Все же робототехника требует затрат. На большие роботы, например, нужно установить два сотовых телефона, плюс датчики, контроллеры, детали и пр.

На этот раз спонсоров нашла команды из 143-й школы.

- Но ведь их робот на соревнованиях не смог выполнить задание, почему же вы их выбрали?

- У ребят нет ресурсов, они собрали своего робота из фанеры и подручных материалов. Но мы увидели их потенциал и желание заниматься дальше, - рассказал руководитель компании «Умная школа» Антон Дмитриев . - Поэтому решили им помочь.

Фото: Андрей МИНАЕВ

Фото: Андрей МИНАЕВ

А в это время

Пока дети презентовали свои разработки, педагоги познакомились с учебно-методическим комплексом «Технология» издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний».

Основные итоги обсуждения таковы: весь комплект понравился, и его готовы использовать в работе и на уроках технологии, и на уроках информатики.

Особенно высоко оценены рабочие тетради. Педагоги считают, что, выполнив задания, школьник усвоит основные понятия.

Реклама