Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Звезды29 сентября 2017 22:00

«Не жалеем, что не застали Мейерхольда. В нашей жизни был Любимов»

Сегодня - столетие со дня рождения легендарного театрального режиссера, актера и педагога [видео]
Владимир Высоцкий (на первом плане) и Юрий Любимов - символы золотого века Театра на Таганке. Фото: Анатолий ГАРАНИН/РИА Новости

Владимир Высоцкий (на первом плане) и Юрий Любимов - символы золотого века Театра на Таганке. Фото: Анатолий ГАРАНИН/РИА Новости

Театр Любимова - это не только «Таганка». 106 постановок режиссер осуществил за полвека по всему миру, в том числе оперных спектаклей. Часто себя он в шутку называл «оперуполномоченным».

В новой книге «Сто современников о Любимове» его коллеги - режиссеры, актеры вспоминают встречи с Юрием Петровичем. И, по меткому выражению Леонида Ярмольника, не жалеют, что родились поздно и не застали Мейерхольда. В их жизни был Любимов.

Леонид Ярмольник служил в Театре на Таганке с 1976 по 1983 год:

- Когда репетиции шли трудно, артисты сопротивлялись и капризничали - это выводило Юрия Петровича из себя, и он кричал: «Если вы не соберетесь, не сосредоточитесь и не сделаете то, что я прошу, - я уйду из театра к чертовой матери! Что вы еще умеете, артисты? Я, между прочим, неплохо вожу автомобиль и могу работать таксистом, а вы?!» Все понимали, незаметно хихикая, что это серьезно, и репетиция входила в нужное русло. Какое счастье, что Юрию Петровичу не пришлось работать таксистом!

В молодости Юрий Любимов играл Ромео на сцене Театра им. Вахтангова. Внешность, обаяние соответствовали амплуа героя.

В молодости Юрий Любимов играл Ромео на сцене Театра им. Вахтангова. Внешность, обаяние соответствовали амплуа героя.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Сергей Юрский:

- Любимов оставил в прошлом актерскую профессию. Но дух исполнительства, актерства в нем бушевал. Он хотел быть не только главнокомандующим на репетициях, но и прямым участником каждого представления. Отсюда его уникальная экстравагантная затея, ставшая фирменной этикеткой «Таганки» - постоянное присутствие на спектакле в зале режиссера с фонариком в руке и управление ритмами представления миганием этого фонарика. Признаюсь, я не поклонник такого метода общения актера и режиссера. 60 лет я на профессиональной сцене, но ни в каком возрасте я бы этого просто не выдержал.

Мы впервые пожали друг другy руки в моей гримерной товстоноговского БДТ в Ленинграде. Юрий Петрович смотрел «Горе от ума», зашел за кулисы поблагодарить, и мы, разумеется, предложили ему расписаться на нашем памятном потолке для особо дорогих посетителей… Любимов расписался, что называется, от души - в боковой верхней части свода очень крупными печатными буквами - БЛАГОДАРЮ, имя и фамилия! Сходно с ним позднее расписался в другой части потолка еще только один человек - Марк Шагал.

Многолюдье гостей в кабинете у Юрия Петровича. И я там был. И видел СТЕНЫ, похожие на наш потолок, испещренные подписями, восклицаниями, пожеланиями. Стены! Не похвастаюсь, а восстановлю справедливость: это наша гримерная в БДТ произвела впечатление на Любимова, и он завел свою «потолочную памятную книгу».