Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды15 сентября 2017 23:59

Оптимистические трагедии

В «Гоголь-центре» состоялась премьера нового спектакля Кирилла Серебренникова «Маленькие трагедии» [видео]
Все билеты на «Маленькие трагедии» на сентябрь и октябрь уже проданы Фото: Гоголь-центр

Все билеты на «Маленькие трагедии» на сентябрь и октябрь уже проданы Фото: Гоголь-центр

«Маленькие трагедии» Серебренникова - это театр как разновидность современного искусства на стыке с перформансом и инсталляцией. Конструкцию, которую мастерит в воздухе Филипп Авдеев, с моцартианской легкостью исполняющий роль Моцарта, легко можно было бы встретить в павильонах Венецианской Биеннале (эта подвешенная в воздухе конструкция напоминает о физико-техническом образовании режиссёра). Классический, заученный со школьных лет текст «Моцарта и Сальери», «Каменного гостя», «Скупого рыцаря» транслируется на задниках, просто напоминая о себе, режиссер с актерами находят ему не только актуальное воплощение, в соответствии с реалиями сегодняшнего дня (строчка «Матильды чистый дух тебя зовет!» из «Пира во время чумы» вызывает особую реакцию зала), но и акцентируют внимание на менее знакомых строчках поэта, не входящих ни в цикл «Маленьких трагедий», ни в школьную программу.

Так в спектакле, одним из участников которого является рэппер Хаски, звучат эротические стихи, принадлежащие перу великого поэта, или, например, замыкающее его стихотворение «Предчувствие»:

«Снова тучи надо мною

Собралися в тишине;

Рок завистливый бедою

Угрожает снова мне...

Сохраню ль к судьбе презренье?

Понесу ль навстречу ей

Непреклонность и терпенье

Гордой юности моей?»

Провидческая сила режиссера ощутима в кромешном хорроре пролога Фото: Гоголь-центр

Провидческая сила режиссера ощутима в кромешном хорроре пролога Фото: Гоголь-центр

Не надо объяснять какие именно тучи собрались над Серебренниковым, да и вообще над всем современным искусством в нашей стране, «осмелившемся» существовать на бюджетные деньги. Еще чуть-чуть и к нему, кажется, начнут подбирать определения типа «антинародного», «сумбура вместо музыки» и т.д. Но аншлаги, собираемые «Гоголь-центром» (все билеты на «Маленькие трагедии» на сентябрь и октябрь уже проданы), и овации, которыми встречают спектакли Серебренникова, говорят о том, что у актуального театра в России есть своя преданная аудитория - она так же платит налоги, и так же имеет право на свой театр, как поклонники «Утра в сосновом лесу» имеют право на Малый театр и МХАТ под руководством Татьяны Дорониной.

Классический, заученный со школьных лет текст Пушкина транслируется на задниках, просто напоминая о себе Фото: Гоголь-центр

Классический, заученный со школьных лет текст Пушкина транслируется на задниках, просто напоминая о себе Фото: Гоголь-центр

То, что такой сложности спектакль продолжительностью почти четыре часа выпускается без его автора, находящегося под домашним арестом, - безусловная трагедия нашего времени. Провидческая сила режиссера ощутима в кромешном хорроре пролога, положенного на хрестоматийного, но открывшегося совершенно по-новому «Пророка» - в нем бездушный киборг вскрывает грудную клетку поэту, который в следующей сцене окажется Моцартом.

Одним из участников спектакля является рэппер Хаски Фото: Гоголь-центр

Одним из участников спектакля является рэппер Хаски Фото: Гоголь-центр

Но трагедия все же оптимистическая в том смысле, что демонстрирует качество театрального организма, созданного Серебренниковым. Невероятную сплочённость коллектива подлинных единомышленников, дышащих одним воздухом и живущих на одной волне с человеком, который его создал. Среди тех, чьи героические усилия сделали возможным выпуск спектакля в столь драматических обстоятельствах, - хореограф Евгений Кулагин, работавший с Серебренниковым над всеми его последними спектаклями, незаменимый помощник худрука «Гоголь-центра» Анна Шалашова, директор театра Алексей Кабешев, исключительного таланта молодые актеры из выращенной Серебренниковым «Седьмой студии», приглашенные звезды Алексей Агранович и Виктория Исакова и, между прочим, актёры старого театра Гоголя, срывающие овации на разыгранном ими «Пире во время чумы».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Йен Маккелен: «Дайте возможность Кириллу Серебренникову продолжить работу в театре и кино»!

В прошлом году выдающийся актер театра и кино Йен Маккелен посещал Москву в рамках торжеств, приуроченных к 400-летию смерти Шекспира. В возглавляемом Серебренниковым «Гоголь-центре» он показал отреставрированную версию своего шедевра «Ричард III» и долго отвечал потом на вопросы зрителей. Узнав о проблемах худрука «Гоголь-центра», Маккелен не смог остаться в стороне и обратился ко всем заинтересованным лицам с открытым письмом (подробности)