Премия Рунета-2020
Ярославль
0°
Boom metrics
Происшествия27 апреля 2017 14:11

Первая ОПГ на Ярославле-Главном и как поймали банду с поезда Пекин-Москва

Ветеран транспортной милиции рассказал эксклюзивные подробности задержания международной преступной группы
Полковник милиции в отставке Михаил Викторович Косулин с особой гордостью вспоминает, как боролись с преступностью на железной дороге.

Полковник милиции в отставке Михаил Викторович Косулин с особой гордостью вспоминает, как боролись с преступностью на железной дороге.

Фото: Галина ОНУЧИНА

Ярославец, полковник милиции в отставке Михаил Викторович Косулин сегодня с особой гордостью вспоминает, как в 80-е и 90-е годы прошлого века боролись с преступностью на железной дороге. За 25 лет службы в Северном линейном МВД на транспорте он раскрыл десятки сложных и запутанных преступлений. В управлении его по праву называют человеком-легендой.

В транспортную милицию Миша пришел после службы в армии, как когда-то его отец-фронтовик. Начинал простым постовым на вокзале Ярославль-Главный, работал инспектором в детской комнате милиции, сотрудником уголовного розыска. Восемь лет руководил линейным отделом милиции на станции Данилов, затем возглавил оперативно-розыскной отдел СУ ВДТ и дослужился до заместителя начальника управления. Накануне своего 65-летнего юбилея Михаил Косулин рассказал о делах, многие из которых только начали доставать из архивов.

В транспортную милицию Миша пришел после службы в армии

В транспортную милицию Миша пришел после службы в армии

Фото: Галина ОНУЧИНА

Зачатки первых организованных преступных групп

В конце 1970-х годов поездка по железной дороге могла обернуться большими неприятностями. В электричках бесчинствовали пьяные хулиганы, в поездах орудовали группы карточных шулеров, называвшие себя «Форма 36» по числу карт в колоде. Картежники подсаживались к пассажирам и обирали их до нитки. На вокзалах промышляли карманники и разного рода жулье. Вскрывали камеры хранения, воровали документы и чемоданы у зазевавшихся пассажиров. В те годы не было никаких баз данных, ловили преступников исключительно по фотографиям. Вокзалы были увешаны стендами «Их разыскивает милиция».

- Хорошо помню свое первое задержание, - рассказывает Михаил Косулин. - Картежника я узнал по фото на Ярославле-Главном, когда тот брал билет на поезд. Парнишка, конечно, начал возмущаться. Пришлось силой доставить его в отдел. Позже мы узнали, что раз в год в гостинице «Ярославль» собирались орехово-зуевские, московские, ярославские, ивановские шулеры и разыгрывали в карты, какой будут окучивать поезд. Самым «хлебным» было воркутинское направление. Люди ехали с севера с большими деньгами.

Искоренить картежников в поездах милиция не могла больше 15 лет. Преступники запугивали проводников и даже убивали.

Самым сложным для ярославских милиционеров стал 1981 год. На Ярославле-Главном каждый день регистрировали по 2 - 3 кражи. По инициативе Косулина у камер хранения поставили милицейский пост, но начались грабежи.

- Почти год не было никаких зацепок, и тут поступает информация, что двое парней уводят мужчину в сторону ДК «Железнодорожник». Тогда там был пустырь. Сразу собираем опергруппу - и на место. Те двое уже ударили мужчину по голове, забрали чемодан и пытались сбежать, но их повязали с поличным. Весь райотдел работал 36 часов без отдыха, в результате задержали всю группу - 15 человек.

Это была самая настоящая организованная преступная группа, в которую входили рецидивисты и бомжи. На двух блат-хатах в Брагино милиционеры нашли коробки с похищенными паспортами, вещи, нераспакованные сумки и чемоданы. Раскрыли больше 70 преступлений. Все задержанные получили реальные сроки лишения свободы.

Китайская банда три года терроризировала поезд.

Китайская банда три года терроризировала поезд.

Фото: Вячеслав КОВАЛЕНКО

Банда занималась темными делами

Когда в начале 90-х начала бурно развиваться российско-китайская торговля, особой популярностью у россиян пользовался поезд Пекин - Москва. Китайские спекулянты устраивали распродажи барахла на всех станциях, где поезд делал остановки. К составу подъезжали на машинах и скупали все подряд. Но постепенно за поездом покатилась дурная слава.

- Были чисто китайские поезда под номерами 3/4 - и проводники, и пассажиры там были китайцы. Швейные мастерские они оборудовали прямо в вагонах, вещи шили по пути следования, на станциях продавали, - говорит Михаил Викторович. - Если не было прицепных вагонов, россиянам билеты на этот поезд не продавали, войти в вагоны не имели права даже милиционеры. Это было на руку бандитам.

Устав от праведных трудов, бывшие спекулянты сколотили банду и стали ездить в поезде уже с целью грабежей. Избивали, насиловали и грабили своих же соотечественников. Три года продолжался этот беспредел. Китайское посольство в России было завалено заявлениями потерпевших, транспортная милиция сбилась с ног.

- В начале июня 1993 года мне приходит оперативная информация, что на станции Буй Костромской области сняли с поезда китайца с ножевым ранением в живот. С ним еще двое приятелей. Я тут же направляю туда группу оперативников. Выясняется, что в поезде на него напали китайцы, вымогали деньги, но получили отказ, - вспоминает Косулин. - Несмотря на запрет, в поезд садится опергруппа и начинает работать по преступлению. Даю распоряжение посадить еще одну группу в Данилове и третью бригаду оперов в Ярославле. Но мы понимаем - своими силами не справимся. Обращаюсь в Московское УВД на транспорте, оттуда доложили в Главк, подключились чекисты. Пока поезд двигался в Москву, разработали масштабную спецоперацию.

К этому времени к Ярославскому вокзалу в Москве стянули силы ОМОН, милиционеры блокировали перрон, на котором установили три большие телевизионные камеры. Поток пассажиров решили снимать на видео. И задумка сработала. Тех китайцев, которые отворачивались от камер, скрывали лица, отводили в сторону. Несколько человек пытались сбежать с другой стороны состава, поймали всех.

- Задержали тогда 12 человек, все оказались причастны к грабежам в поезде. Привезли раненого из Буя, он опознал нападавших, но возникли сложности с поиском переводчика. На следующий день прилетели китайские полицейские, и дело сдвинулось.

Милиционеры устроили засаду на конспиративной квартире и поймали главаря. Бандершей оказалась стройная высокая китаянка по прозвищу «Вторая сестра», имевшая черный пояс по карате. Повязали ее шесть спецназовцев. Двоих она сразу уложила на месте, но уйти не смогла.

От рук бандитов, как установили стражи порядка, пострадали более 100 китайских предпринимателей и пассажиров поезда. Ущерб составил сотни тысяч долларов. Кроме того, банда грабила китайцев в московских общежитиях, в том числе в МГУ. Всего было задержано порядка 60 китайцев, судили всех на родине. Семь человек расстреляли сразу, многие получили пожизненные сроки, по 20 лет и выше.

За успешное задержание банды Министерство иностранных дел КНР выразило благодарность всем участникам операции. Особого почета удостоилась группа, которой руководил Михаил Косулин.

Вокзал "Ярославль Главный"

Вокзал "Ярославль Главный"

Фото: Екатерина ЛЕЩЕНКОВА