Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Происшествия18 апреля 2017 15:31

Почему киргизские узбеки, спасенные Россией, становятся террористами

Наш колумнист, наблюдавший ошскую резню в 2010-м, попытался понять причины, по которым молодежь из Средней Азии идет в «воины Аллаха»
Вероятный организатор взрыва в петербургском метро Аброр Азимов - узбек, уроженец Киргизии

Вероятный организатор взрыва в петербургском метро Аброр Азимов - узбек, уроженец Киргизии

Фото: REUTERS

Аброр Азимов, Акбаржон Джалилов и многие другие, кто так или иначе вовлечен в террористическую деятельность на территории России, - уроженцы южных областей Киргизии. Узбеки. Киргизские узбеки. Почему-то не удивлен.

Ошская и Джалал-Абадские области отрезаны от остальной территории республики горным хребтом. Единственная дорога связывает их с Бишкеком через перевалы, и что творится в Оше, в Бишкеке, бывает, просто себе не представляют. А там издавна, еще с советских времен наблюдается противостояние киргизов и узбеков. А последние там, хоть и национальное меньшинство, составляют около трети населения. Киргизы издавна шли во власть, в органы правопорядка, в армию и т.д. Узбеки, лишенные карьеры в госорганах, традиционно шли по торгово-хозяйственной части. А потому киргиз-капитан ГАИ останавливал машину узбека-директора гастронома, а потом закупался у него же в магазине либо по блату, либо на полученные от него в виде взятки деньги. Каждый был более-менее доволен жизнью. Баланс межнациональных отношений рухнул вместе с СССР и с приходом частной собственности. Киргизы начали недоумевать: «Почему сосед узбек-предприниматель такой богатый, если автомат у меня?» Узбеки тоже не понимали, почему они не могут стать генералами, если у них столько денег. Но в какой-то период автомат оказался сильнее кошелька. Что узбеки и увидели в 2010-м.

В Бишкеке местные смотрят на южан со снисхождением и опаской. Ну как же, южные «дикие». Кочевники. На юге городские киргизы точно так же со снисхождением и опаской смотрят на сельских, в том числе спускающихся с гор, чтобы продолжить обучение. Те действительно резки, драчливы, готовы схватиться за нож при первом удобном случае, а то и без оного. В южных городах с осени и до весны местная молодежь старается особо вечерами не гулять - пришедшие с гор еще не «оцивилизовались». А еще они могут позвать «всадников».

Всадники - это действительно страшно. На конях, которые настолько дики, что готовы грызться между собой, десяток всадников способен вогнать в трепет толпу в несколько сотен человек. Поигрывая распущенными камчами, всадники просто шагом направляют своих коней на толпу, а злющая полудикая лошадь может запросто отхватить полруки, если не всю целиком. «Всадников» перестали бояться лишь в ходе революции 2010-го, когда свергали Бакиева. Когда толпа научилась бороться с всадниками, им самим пришлось спасаться бегством.

И во всем этом живут узбеки, у которых в 2010-м горели дома, бывало, вместе с их родственниками и их семьями. Горели заживо, включая детей. Узбеки тогда ощерились баррикадами в местах локального проживания, перекрыли трассу Бишкек-Ош, а нашу бригаду «Комсомолки» даже взяли в заложники.

- Мы тихие люди, водка не пьем, Аллах веруем, ислам учим, Коран читаем, - наперебой и одновременно все вместе прямо в лица нам кричала толпа в Сузаке. - Мы тихий, мы богобоязненный.

Под эти крики кто-то из богобоязненных спер из бардачка бутылку английского джина.

Впрочем, через несколько часов наш статус изменился с заложников на гостей, и мы получили возможность увидеть, как они обустроили свой быт в условиях осады со стороны киргизов. Центром всей жизни райцентра стала мечеть. Там распределяли продовольствие, туда сносили все имеющиеся лекарства. Слово имама мечети было законом. К тому времени исламский радикализм цвел среди узбеков Киргизии уже пышным цветом. Та узбекская молодежь, что не стала исламистской, оказалась под влиянием «авторитетного» узбекского предпринимателя, по слухам - хозяина наркотрафика, и по совместительству ректора и хозяина Киргизского Университета Дружбы народов Кадыржана Батырова. И у узбеков, которые хотят выбиться в люди, только три пути: в бандиты, в радикальные исламисты или в Россию. Их даже на Родине по соседству не жалуют. В 2010-м президент Узбекистана Ислам Каримов приказал вырыть глубокий ров на границе с Киргизией, а узбекским пограничникам отдал приказ стрелять на поражение, если собравшиеся в лагерь узбекские женщины, старики и дети попытаются перейти границу. Киргизские узбеки тогда горько шутили, что для Узбекистана они слишком «отравлены» киргизской свободой, а потому - нежелательны на Родине.

Согласитесь, в таких условиях для многих сад с гуриями (так в исламе выглядит рай — Ред.) действительно может стать единственно реальной перспективой.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Предполагаемый организатор теракта в питерском метро отказался от киргизского гражданства в 2013 году

При задержании у Азимова нашли за поясом боевой пистолет - в магазине три патрона, и мобильные телефоны (подробности)