Премия Рунета-2020
Красноярск
+5°
Boom metrics
Общество25 ноября 2016 10:36

Глава Хакасии «сослал» двух замов в бедствующие поселки

«Жить там! Руководить своими ведомствами по телефону!»
Поселок с населением 3,5 тысячи человек оказался в трудной ситуации, ведь другого источника заработка нет

Поселок с населением 3,5 тысячи человек оказался в трудной ситуации, ведь другого источника заработка нет

Фото: Александр КОЛБАСОВ

…Ранее утро, тишина на сонных улицах, под ногами редких прохожих хрустит еще не истоптанный, всю ночь падающий снег. В Вершине Теи, небольшом хакасском поселке, сегодня минус 4. Теплынь по сравнению с недавними морозами, когда столбик опускался до минус 25-ти.

Валерий Марков, заместитель Главы республики Хакасия, выходит на улицу без шапки, в расстегнутой куртке. Его «рабочий кабинет» перекочевал в этот поселок почти две недели назад. Главная задача: решить проблемы местного ЖКХ.

Поселок Вершина Теи в центре внимания властей уже лет семь. Накопившиеся годами проблемы порой приходится решать, что называется «с колес». Как сейчас, когда разруливать их приехал заместитель главы региона.

Его рабочий день повторяет предыдущий, словно в знаменитом «дне сурка»: собрать чиновников на совещание, провести сход жителей в местном ДК, в конце дня подбить итоги: сколько еще денег удалось собрать с должников из космического, по местным меркам, 14-миллионного долга за услуги ЖКХ, который и привел поселок к коллапсу. В Вершину Теи Марков направлен главой республики. При этом никто не снимал и обязанности заместителя региона. Фактически местный муниципалитет «расписался» в собственном бессилии: день прожит, и ладно. А если что не так, можно пожаловаться в высшую инстанцию, в правительство Хакасии. Там помогут, впрочем, как всегда.

Поселковая котельная и водозабор рассчитаны были, в первую очередь, на производство - не только на поселок.

Поселковая котельная и водозабор рассчитаны были, в первую очередь, на производство - не только на поселок.

Фото: Александр КОЛБАСОВ

«Кормилец»

Поселок образовался в 1957 году, когда в этих местах проложили железную дорогу. Предполагалось, что он будет местом обслуживания товарных составов. Но все круто изменилось, когда через три года здесь нашли железорудную жилу. Вмиг появились несколько шахт, а у людей - стабильная хорошо оплачиваемая работа. Тейский рудник стал градообразующим предприятием. Через местный промышленный железнодорожный вокзал и станцию днями и ночами проходили десятки вагонов с рудой.

- Работа кипела, не успевали в вагоны загружать, - рассказывает местная жительница Светлана Савельева. - У нас хороший Дом культуры, плавательный бассейн, две школы, два садика, больница. Было снабжение, работа, все цвело и пахло, как говорится. После закрытия «кормильца» жизнь рухнула. В 90-е годы Вершина Теи испытала на себе то, что и многие предприятия. Развалили рудник, сказали, что цена понизилась на руду. Как жить сейчас?

Два года власти пытались удержать рудник, шли трудные переговоры с собственниками. «Кормильца» не стало осенью прошлого года. Более 500 сотрудников лишились работы. Поселок с населением 3,5 тысячи человек оказался в трудной ситуации, ведь другого источника заработка нет (знакомая проблема моногородов). Теперь, чтобы выжить, бывшим горнякам приходится оставлять квартиры, семьи и уезжать из родных мест на работу вахтовым методом. А это тоже не всегда стабильный заработок, многие возвращаются ни с чем или с копейками, – обманывают работодатели. И первое, за что люди перестали платить – коммунальные услуги.

«Миленькая, дай хоть пятисоточку»

Общая задолженность перед коммунальщиками на начало октября этого года составляла 14 миллионов рублей. Из них долг самих жителей - 11,5 миллионов. Местное коммунальное предприятие обанкротилось, на его место пришло новое, столкнувшись с теми же проблемами. Сегодня котельной не хватает средств, чтобы закупать уголь, рассчитаться со своими работниками по зарплате.

5 октября сотрудницы «Тейских коммунальных систем» начали голодовку, потому что с мая не получают зарплату, - руководство задолжало сотрудникам более 5,4 миллиона рублей.

- Женщины дорогие, у нас отопительный сезон. Я прошу вас его не сорвать, - увещевает своих подчиненных руководитель компании Исаев.

Его страх понятен: компания в поселке единственная, и, если местную котельную будет некому топить, Вершина Тёи попросту замёрзнет. Но уговоры не помогают.

- На что мне жить?! У меня зарплата всего 10 000 рублей. Последний раз платили весной, а работа – единственный источник дохода. Отдайте мои деньги, я их заработала, – требует Дарья Соколовская. – От голодовки не откажусь. Нас никто не понимает: никто ведь полгода на 10 000 не живет.

Соколовскую называют заводилой: дескать, это она подбивает людей. Сама Дарья говорит - просто отчаяние подкатило, выхода другого нет. Ответ у чиновников один: предприятие — банкрот, счета арестованы, денег нет.

Голодовка продлилась почти неделю, потом вмешалось правительство, на счета компании-банкрота начали поступать средства, которые направили на частичную выплату зарплаты (в многомиллионной сумме долга была небольшая часть, которую задолжали власти района, - 570 тысяч рублей).

- Выплатили половину денег людям за июль, остались только долги за август, - говорит одна из бастующих сотрудниц (своего имени она не желает называть). – Мы и сами хоть долги раздали.

Меня, например, только мама выручала. Мне 49 сейчас, ей 80 лет, а пенсию у нас стабильно дают. Приходила к ней, когда сильно поджимало: «Миленькая, дай хоть пятисоточку». Она даст, я хлеба, сахара куплю, другого чего по мелочи. Муж тоже без работы. Но он подрабатывал: батареи ставил, смесители и краны менял на заказ, хоть какая копейка. Так и жили.

«Будете жить там. Вся рабочая группа!»

В правительстве Хакасии 17 ноября прошло очередное заседание кабмина. Речь (в который раз!) зашла о проблемных поселках, - не только Вершине Теи, но и городе Сорске (там закрылся ГОУ - горно-обогатительный комбинат, и ситуация схожая). Глава региона вновь поднял вопрос по ситуации, которая сложилась в этих двух населенных пунктах. И закрепил персональную ответственность за разрешение проблемы своего заместителя Валерия Маркова за поселком Вершина Теи, за поселком Сорск - министра строительства и ЖКХ Сергея Можарова.

Сейчас Валерий Марков живет в местной гостинице «Уют»

Сейчас Валерий Марков живет в местной гостинице «Уют»

Фото: Александр КОЛБАСОВ

Сергею Можарову повезло больше. Во-первых, Сорск – все-таки город, находится недалеко от Абакана. Там проще с работой, и ситуация с коммуналкой не самая критичная: платит 70 процентов населения (для сравнения, в Вершине Теи – 40). Поэтому хакасский министр ЖКХ приезжает в город каждый день (благо, дорога хорошая, и ехать недолго), и возвращается обратно, там процессы худо-бедно идут.

А вот Валерия Маркова с тех пор в родном Абакане не видели: из столицы Хакасии до Вершины Теи ехать почти 4 часа, по горным снежным перевалам. Проще, действительно, «жить там».

Сейчас Валерий Марков живет в местной гостинице «Уют». Располагается она в скромном одноэтажном здании.

- 1040 рублей обходится койко-место в обычном номере, - рассказывает Людмила, сотрудница гостиницы. - За 3500 – это люксы. В номере телевизор, ванная, душ, холодильник. В люксе почти также, только кабинка душевая.

Но судя по плотному графику, постоялец приходит в гостиницу только переночевать. А так - совещание за совещанием, которые прерывают лишь для того, чтобы выехать на объект или посетить очередной сход жителей – убеждать, что надо платить.

За неделю нечеловеческими усилиями местных и абаканских чиновников с людей удалось собрать 2 миллиона. Таким образом, сумма долга снизилась до 9 миллионов.

- Есть те, у кого нечего взять, а есть и такие, у которых можно, - рассказал Леонид Казыгашев, главный пристав Аскизского района. – Я и лично ходил по должникам. Например, женщине за 40, работы нет, а мужа после закрытия рудника сократили, по вахтам ездить здоровье не позволяет. Им жить не на что. Телевизор арестовали у них, приставку «Триколоровскую», а больше брать нечего. Они бы рады заплатить, но нечем. Сами не знают, что делать. И уехать не могут, и работы нет. Им деньги нужны, чтобы жить. Сейчас жители живут в основном за счет бюджетников и пенсионеров. Летом собирают орехи…

Приставы говорят, что реже, но встречаются и платежеспособные жители, которые заявляют: «Никто не платит, и мы не будем платить».

- Вы понимаете, что делают, - рассказывает нам Татьяна Зырянова, помощник «отправленного» в Сорск Сергея Можарова. – За услуги не платят, а жалуются. Вот, одна женщина написала письмо президенту, - что у нее в квартире холодно. Да, в этом доме есть проблема с коммунальными системами, они требуют ремонта. И женщина пишет – я замерзаю вместе с тремя детьми! Разбираемся: температура в квартире чуть ниже нормы, но не холодно. Дети у нее взрослые, давно живут отдельно. Сама она за пять лет оплатила только 1000 рублей за коммуналку, - а долгов у нее 60 000! При этом женщина работает, источники дохода есть. Так скажите, за чей счет проводить ремонт в ее доме, если она, и десятки таких же людей не платят?

К таким «товарищам», – говорят в администрации, - ищут различные подходы. Один из «подходов» - выселять должников из квартир. Жилье продавать, забирать из вырученных денег сумму долга, на разницу приобретать людям жилье в общежитиях. К этому непопулярному процессу уже приступили...

Кстати, хотите удивительные цифры? «Однушку» в Вершине Теи можно купить за 90 тысяч рублей, «трешку» - за 300 тысяч. Рублей.

И лыжники вам в помощь

«Безденежной ситуации в поселке дает надежду Центр спортивной подготовки», – читаем репортажи местных СМИ. – «Лыжники начали прибывать, и жители могут предоставлять им в аренду жилье. Таким образом, получать некоторые доходы».

На самом деле, удивительная вещь. Вершина Теи – горно-таежный поселок. Можно сказать, здесь зима пережидает лето. Снег прочным покровом ложится рано, а тает поздно. Воздух – хрустально чистый. А склоны – мечты лыжников. Именно здесь выросли знаменитые лыжники России Раиса Сметанина, и Елена Вяльбе, последняя частый гость в Верщине Теи. Кстати, именно она как Президент Федерации лыжных гонок России поставила вопрос о том, чтобы тренировки проходили именно здесь, в Вершине Теи, как идеальном месте для подготовки спортсменов и проведения соревнований. Причем, центр спортивной подготовки рассчитан на прием спортсменов и в летний период, так как построена еще и лыжероллерная трасса.

Так в Вершине Теи за короткое время вырос современный горнолыжный комплекс.

Лыжники начали прибывать, и жители могут предоставлять им в аренду жилье. Таким образом, получать некоторые доходы

Лыжники начали прибывать, и жители могут предоставлять им в аренду жилье. Таким образом, получать некоторые доходы

Фото: Александр КОЛБАСОВ

И ведь ежегодно количество лыжников, приезжающих сюда, растет: летают сверкающие снегоходы, заглаживая трассы; веб-камеры следят за состоянием склонов, а в уютной гостинице принимают гостей: недавно здесь прошли престижные соревнования «Кубок Хакасии». В Вершину Теи приехало около 2000 лыжников, в том числе основная юниорская сборная и основная женская команда страны. Их, по задумке, должны разместить у себя местные жители, - «получив доход, за счет этого – оплатить коммуналку». Но вот гасить долги даже те, кому удалось сдать квартиры, хотят в последнюю очередь.

- Нам известно, по какому адресу живет каждый спортсмен, - удивляет нас министр спорта Хакасии Валерий Денщиков. – Но далеко не все владельцы жилья, получая арендные деньги, вносят плату за коммунальные платежи…

Глава Хакасии смотрит шире:

- Вся жизнь на спортсменах, что ли? Почему туризм не развиваем? Где малый и средний бизнес?

Самые бедные богатые

«Вице-губернатор Валерий Марков ежедневно общается с местными людьми по поводу их долгов», – продолжаем изучать сообщения хакасских информагенств. – «И принимает участие в еженедельных разъяснительных сходах граждан, которые собираются в поселковом Доме культуры. Приходят на эти воспитательные беседы не злостные должники, которых планируется перевоспитывать, а добросовестные плательщики-пенсионеры…»

Действительно, исправно за коммуналку платят здесь, пожалуй, только пенсионеры. Поразительно: традиционно самые «малообеспеченные» оказались здесь самыми зажиточными: у них хотя бы есть постоянный источник дохода.

- Я как пенсию получаю, все до копеечки бегу заплатить, - рассказывает нам приятная женщина, Людмила Зыкова, - а в нашем доме целый подъезд не платит! И думаете, все бедные? Как бы не так! Машины, например, хорошие имеют, да и одеты неплохо. Считаю, неплательщиков надо жестко ставить на место!

- Есть и другая сторона проблемы, - грустно просвещает нас глава поссоветаВершины Тёи Галина Елистратова. - Поселковая котельная и водозабор рассчитаны были, в первую очередь, на производство - не только на поселок. И раньше львиную долю средств на счета управляющей компании перечислял рудник, который сейчас не работает. Коммунальная компания недостающий доход получала от рудника. После его остановки единственный источник дохода предприятия — коммунальные платежи населения, которое ДОЛЖНО начать исправно платить. Но люди не платят по разным причинам: кто-то перебивается с копейки на копейку, а кто-то занимает иждивенческую позицию.

Об этом, кстати, говорил и глава региона Виктор Зимин: «Почему одни платят, а другие – нет? Вот с этими и нужно вести работу!»

Единственный выход, конечно же, в том, чтобы возродить производство в поселке (на что втайне все же надеются жители).

Единственный выход, конечно же, в том, чтобы возродить производство в поселке (на что втайне все же надеются жители).

Фото: Александр КОЛБАСОВ

Власти Хакасии крест на поселке не ставят:

- Люди привыкли, что рудник обеспечивает их всем, - говорят в правительстве республики. – А время, чтобы перестроиться, было. Ведь проблемы начались еще в 90-е годы, когда по всей стране начало разваливаться производство, закрываться предприятие. Рудник власти «вытягивали» до последнего, он мог прекратить свое существование года на два раньше. И сейчас, когда людям дают шанс, почему им не воспользоваться: создать то же производство из дикоросов, местной продукции, которое пользуются большим спросом у приезжих.

«Шанс» - это тот самый спортивный центр (летом на роллерной трассе здесь постоянно тренируется до 1200 спортсменов, а летом катаются на лыжах до 2000 человек), и служба занятости, - которая постоянно приезжает в поселок, предлагая не только рабочие места, но и субсидии. Этой возможностью пока воспользовались 10 человек. 8 из них получили по 120 000 рублей на открытие своего дела, и двое – гранты по 500 000 (один вложил деньги в сельскохозяйственное, а другой в деревообрабатывающее). Но люди втайне надеются:

- Эх, если бы заработал рудник, все бы изменилось, знаете, сколько бы людей, что уже поразъехалось, вернулось бы назад.

Но это было вчера. А что завтра? Удобно жить, не прилагая больших усилий. Не платя за ту же коммуналку – в зиму без тепла и света не оставят.

P.S.

А пока Валерий Марков продолжает жить в одноэтажной гостинице, власти думают, что делать дальше. На носу – новогодние праздники. Может, за оставшийся месяц выход для Вершины Теи найдется. Тогда люди встретят Новый год уже совсем с другим настроением, а Валерий Марков – дома, так сказать, в кругу семьи.