Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Политика3 декабря 2002 12:42

Кто убил губернатора Колымы

В поисках ответа на этот вопрос наш спецкор Николай Варсегов выехал в Магаданскую область
Люди гибнут за металл. Хотя это всего лишь золото.

Люди гибнут за металл. Хотя это всего лишь золото.

(Продолжение. Начало в номере за 3 декабря с. г.)

«Месть «Ингушзолота»?»

Такой заголовок появился в одной из центральных газет. Намек на кавказскую мафию, которая воровала золото Колымы еще с хрущевских времен и по сей день. Якобы она - причина убийства губернатора Цветкова. Эту версию подхватили многие. «Ингушзолото» - термин народный, объединяет все этносы воров драгметаллов на Колыме, но главный костяк, похоже, составляют ингуши. Центр «Ингушзолота» - поселок Сусуман, на северо-запад от Магадана 620 километров по печально известной Колымской трассе.

Сусуман - место мрачное. Обшарпанные пятиэтажки на сваях, развалюхи барачного типа и жуткий индустриальный пейзаж со свалками лома и железобетона.

Собачий холод и горизонты, закрытые сопками. Рядовое мужицкое население с марта месяца по сентябрь уходит в тайгу и рьяно вкалывает на приисках. А по возвращении из дебрей впадает в трехмесячную беспробудную пьянку. Затем «белая горячка» и два месяца наркодиспансера. А там опять месяц март, и все по новой.

- Они нам все как родные, - рассказывают наркологи, - около тысячи человек - постоянные наши клиенты, но еще больше - мимо нас. Наркоманы в последние годы плодятся со страшной силой, но мрут, как мухи. А живые стараются нас обходить. На учете лишь 60 человек. «Не наши» лечатся дома народным способом - водкой. Покупают по нескольку ящиков и пьют лошадиными дозами вместо наркотиков. Это у них называется «омоложение». Кайфа не получают, но водка отчасти глушит наркотическую ломку. Проснулся, выпил и спать, проснулся, выпил и спать. Те, кто выживает, могут потом несколько месяцев продержаться без наркоты. Нормальные парни и девушки отсюда бегут, но потом на иных приходит запрос, например, из Москвы: состоял ли такой-то у вас на учете как наркоман?

Народу в Сусуманском районе около 17 тысяч, 8 тысяч живут в Сусумане. Главное предприятие ОАО «СуГОК «Сусуманзолото». Генеральный директор В. К. Христов. Штат сотрудников 1100 человек. За сезон 2002 года выдано на-гора чистого золота 2 тонны 650 килограммов. А в целом по району от разных артелей и частных старателей собрано 5 тонн 668 килограммов. Это чуть больше среднегодовой нормы. И заодно уж сказать: в целом Магаданская область вымывает за год официально около 30 тонн все того же злата и 260 тонн серебра. По недавнему расследованию журналистов НТВ, 1 треть колымского золота, то есть 15 тонн в год, расхищается ингушами.

- Телевизионщики, конечно, загнули, - слегка кривится глава администрации Сусуманского района Александр Таланов, прокручивая видео, - воруют, думаю, четвертую часть или даже пятую. А кто его посчитает? Воры нам отчетов не пишут. Да, только у нас в районе около 800 человек ингушей, большинство безработные и неплохо живут, пособия по безработице получают. Золотом незаконно, естественно, промышляют. Иные на ГОКе воруют, ингушам приносят, другие с артелей прут, третьи сами по себе хищничают, то есть незаконно моют, ингушам продают... Здесь вариантов много, про это все знают...

- И что же вы, власть?!

- А при чем тут мы? - удивляется Александр Николаевич. - Наш уровень - котельная! Есть органы, к ним все вопросы.

- А правда, что здесь по глухим местам ингуши массу рабов на приисках держат, если верить народу? Якобы с материка простаков вербуют, особенно молдаван, и в катакомбы?

- Ну не то чтобы массу, но в небольших количествах есть, конечно. За водку, продукты, наркотики люди работают. В советские времена ингуши за золото чемоданы денег давали, а теперь все больше наркотики.

При вопиющих масштабах приобщения населения к наркотикам в районе за последние годы прошли только единицы дел.

Шпионы, трепещите

...В местной ФСБ красивая молодуха, очень похожая на комиссаршу домкома из «Собачьего сердца», отперла мне тяжелую дверь и скомандовала мужским сильным голосом: «Стойте здесь!» - но без опаски повернулась беззащитной спиной и зашагала по длинному коридору. Скоро вышел начальник районной ЧК Ермак Роман Борисович и пригласил в кабинет. Магадан ему разрешил побеседовать с репортером.

- Роман Борисович, я тут прямо-таки боюсь по улицам ходить. Все говорят «Ингушзолото», мафия... неужели никак нельзя побороть это зло?

- Вот только не надо нагнетать межнациональные напряжения. Русские воруют не меньше.

- Хорошо, всем известно, а вам тем более, что некая этническая группа здесь распространяет наркотики. Как понять, что рецидивист и лидер организованной преступной группировки Хасан Уразов (фамилия изменена), взятый в очередной раз с наркотиками, получил всего 3 года условно?

- Кто вам сказал, что он лидер и рецидивист?

- Оперативники из милиции.

- А эти оперативники не переживают, что за такие слова Уразов подаст на них заявление и с ними будут разбираться прокуратура и мы?!

(Вот поэтому фамилию в тексте я заменил.)

- А почему вы, собственно, защищаете преступников?

- А почему вы все на ингушей? Кто доказал, что он преступник, лидер и т. д.? ...Рабы на приисках? Чушь полная!

- А что, у вас все медвежьи углы под контролем?

- Если бы к нам кто-то с этой информацией обратился, мы бы нашли способ проверить.

- Так народ вам, Роман Борисович, не доверяет и такие непристойности про вас говорит...

- Да? Это любопытно!

- Ну, самое мягкое, что изрекают, - это якобы новый начальник ФСБ, то есть вы, все по кабакам да по кабакам, а на какие шиши?

- Да? Это говорят те, кому мы перекрыли пути криминальные.

- А чем вообще занимается ФСБ в этой таежной глуши?

- Своим прямым делом. В том числе и выявлением, так скажем, разведчиков.

- Боже мой, что здесь в наш космический век еще можно разведать?

- А вы знаете, что такое привязка к местности?

И тут я, право, растерялся. Попытался представить себе японских лазутчиков образца «холодной войны», замеряющих расстояние от сопки до сопки, но зачем?! Сколько я здесь ни бываю, не перестаю удивляться: наш Дальний Восток все время живет в ожидании какой-то агрессии. Даже под городом Магаданом стоит танковый полк, наверно, на случай нападения чукчей под предводительством Абрамовича?

Возвращаясь по коридору, я насчитал угловым зрением до десятка сотрудников ФСБ. Сила, однако! А порядка-то нет.

Ингуши хотят работать, им работы не дают

- Наркотики? Это не наша проблема, это проблема России! - отвечал мне духовный лидер ингушей сусуманских Хусейн Мальсагов. - Лично я презираю всех, кто этим занимается. Это наказуемо Богом!

Хусейн Мальсагов служит в маленькой мечети, но муллой себя не считает.

- Просто я немного знаю Коран и призываю к совести. Сейчас деградация всего государства! Органы за наркотики в одни двери сажают, в другие выпускают - за взятки, это я открыто заявляю всем эфэсбэшникам и самому Путину! Ингуши, говорите, мне не подчиняются? Живут не по совести? А что, Путину кто-то подчиняется? Русские по совести живут? ...Ингуши не работают? А что, русские работают? Лично у меня жена уборщица в магазине, сын работает электриком, дочери: бухгалтерша, продавец и школьница. А других ингушей стараются на работу не брать, такова жидомасонская политика, как всюду, так и здесь. Вон, Макашов, правду рубанул, и где он сейчас? А на его место в Думу Кобзона посадили!

Я уже не стал спрашивать, кто убил губернатора. Ответ был ясен.

(Окончание следует.)

Люди гибнут за металл. Хотя это всего лишь золото.