Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+9°
Boom metrics
Звезды7 декабря 2016 22:19

Десять лучших киноролей Алисы Фрейндлих

Знаменитая советская актриса известна по многим фильмам, не только своей игрой, но и цитатами, которые плотно вошли в обиход советских и российских телезрителей

Народной артистке СССР Алисе Фрейндлих 8 декабря исполняется 82 года. Конечно, все от мала до велика помнят, как она с телеэкрана входила в каждый дом то, как строгая Людмила Прокофьевна из "Служебного романа", то как царственная Анна Австрийская в "Мушкетерах двадцать лет спустя". «Комсомолка» составила список ее самых известных ролей, цитаты из которых обошли всю Россию.

«ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС»

1961 год.

Комедию сняли по мотивам реального происшествия. Петербургский писатель Виктор Конецкий,бывший моряк и один из авторов сценария, рассказывал, как везли трех медведей в мурманский цирк. Один из зверюг выбрался из клетки и какое-то время шастал по кораблю, пока не загнали обратно.

В ленте засветилась и 27-летняя Фрейндлих. Она помощница буфетчика в цирке, которого играет Евгений Леонов. Когда-то он выдал себя за дрессировщика тигров и теперь рассказывает эту давнюю историю помощнице.

В год выхода на экраны «Полосатый рейс» стал лидером проката, его посмотрели 31 миллион телезрителей.

«СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПКА»

1974 год.

Главные роли в этой истории достались Андрею Миронову, Владиславу Стржельчику, Екатерине Васильевой, Людмиле Гурченко. Но и Алиса Фрейндлих попала в эту компанию не случайно. Режиссер Леонид Квинихидзе приметил талантливую петербурженку еще на съемках другого фильма. К тому же он знал, что хоть Фрейндлих в основном доставались серьезные роли в театре и кино, она хотела сыграть и веселую и легкую героиню. Режиссер и предложил ей роль беззаботной баронессы де Шампиньи в «Соломенной шляпке».

За ее честь даже дерутся на шпагах Боярский и Козаков. Во время съемки этой сцены актеры увлеклись, от удара Миронова у Козакова слетел с головы парик. Актер не растерялся, поднял его и подал Боярскому со словами: «Сейчас это модно». А Миронов продолжил: подошел к Фрейндлих, поцеловал ее в шею и сказал: «Рекомендую!». Все это была импровизация, но режиссер попросил не выключать камеру. Как только отсняли, на съемочной площадке стоял громовой хохот.

«АГОНИЯ»

1975 год.

На экраны фильм вышел лишь в 1985, а десять лет лежал на полке: партийная элита запретила.

Действие фильма Элема Климова происходит в 1916 году. Идет Первая мировая, армия терпит поражения, по улицам Петрограда толпами ходят недовольные пролетарии. Крах Российской империи близок. Но высшему обществу как будто нет до этого дела. В светских гостиных обсуждают загадочного сибирского мужика Григория Распутина. Фрейндлих играет Анну Александровну Танееву-Вырубову. Эта женщина была ближайшей подругой императрицы Александры Федоровны, наперсницей Николая II и любовницей Распутина. Ее слово было веским для царской семьи.На экраны фильм вышел лишь в 1985, а десять лет лежал на полке: партийная элита запретила.

«СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН»

1977 год.

Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский написали пьесу «Сослуживцы», по которой позже Рязанов снял фильм. Премьера прошла 26 октября 1977 года. В прокате за сезон 1977-1978 годов ленту посмотрели 58,4 миллиона человек. В целом по количеству просмотров за все годы советского кинопроката лента занимает девятнадцатое место среди отечественных фильмов. Образ своей героини – «мымры» - Фрейндлих подсмотрела у советских чиновниц, тщательно скопировав одежду, походку и манеру говорить. Журнал «Советский экран» назвал «Служебный роман» фильмом года, а Фрейндлих и Мягкова) - актерами года.

«Д’АРТАНЬЯН И ТРИ МУШКЕТЕРА»

1978 год.

Когда Георгий Юнгваль-Хилькевич пригласил Алису Фрецндлих на роль Анны Австрийской, у нее уже была слава талантливой актрисы. Режиссер думал, что петербурженка знает, как играть и эту роль.

Съемки начались со сцены, когда королева дает мушкетеру подвески для подарка Бэкингему. Но вышла заминка. Фрейндлих спросила: «А как это играть?» У нее даже случилась истерика: «Я бездарная!» Время шло, а ключик к сцене не находился. И вдруг режиссера осенило: Анна – гордая испанка, и подарила подвески Бэкингему в отместку королю за свои унижения. Режиссер же и подсказал актрисе это знаменитый щелчок пальцами, которым она подзывает д'Артаньяна. Дальше все пошло как по маслу, Фрейндлих исполнила свою роль блистательно. Сняли еще три продолжения фильма. Последний, «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини», вышел на экраны в 2008 году, когда Алисе Бруновне уже было за семьдесят. А она все так же хороша, как и тридцать лет назад.

«СТАЛКЕР»

1979 год.

Сценарий Аркадия и Бориса Стругацких и Андрея Тарковского.

По мотивам романа Стругацких «Пикник на обочине».

Вместо Алисы Фрейндлих в роли жены Сталкера Тарковский хотел снимать свою вторую жену Ларису Тарковскую. Но оператор уговорил режиссера пригласить на пробы также Алису Фрейндлих и Марину Неелову. Но Неелова была моложе, чем требовалось по сценарию.

Тарковский взял Фрейндлих. Жена режиссера страшно обиделась на оператора, который обратил на эту актрису внимание ее мужа.

«ЖЕСТОКИЙ РОМАНС»

1984 год.

Эльдар Рязанов славится своим умением выбирать актеров на роли. В том числе и благодаря этому фильмы становятся шедеврами. В ленте по пьесе Островского «Бесприданница» Фрейндлих сыграла обедневшую дворянку Хариту Игнатьевну, которая изо всех сил старается устроить жизнь трем дочерям. И ради этого собирает в доме высшее общество в надежде найти женихов. Худсовет сомневался, когда Рязанов выбрал на эту роль Фрейндлих. Считалось, что Харита Игнатьевна – грубая женщина, похожая на Кабаниху из «Грозы». Но Рязанов увидел ее более тонкой, несчастной, переживающей собственную драму. Фрейндлих блестяще справилась с задачей.

«ЖЕНСКАЯ ЛОГИКА»

2002-2004 год.

В этом телесериале Фрейндлих попробовала себя в детективном жанре. По сути, она играет российскую «мисс Марпл» - редактора Ольгу Туманову, которая после выхода на пенсию случайно оказалась втянута в расследование убийства и увлеклась. Тем более, что всегда любила детективы. Зрители приняли фильм с большим восторгом, ведь актриса, с одной стороны, стала реже появляться на экранах, с другой, в этом фильме раскрылась с другой стороны.

«ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ»

2008 год.

Этот телефильм сразу назвали «чисто питерским кино». В коммунальной квартире живут люди разных национальностей. После смерти одной из соседок в квартире разгорается скандал из-за освободившейся комнаты, на которую претендуют сразу несколько жильцов. Конфликт усугубляется тем, что во времена сталинский репрессий мать героини Фрейндлих сделала донос на соседку, и ту арестовали.

Алисе Бруновне предназначалась другая роль. Но ей приглянулась Анна Игнатьевна, у которой по сценарию есть дочь и внук.

Также с появлением на съемочной площадке немного изменили текст, убрав из него «жлобизм». Ведь невозможно себе представить, чтобы героиня Алисы Бруновны говорила: «Ну ты че». Актриса вместе со своей героиней добавили фильму интеллигентную нотку.

«ЛИНИЯ МАРТЫ»

2014 год.

Премьера состоялась на Первом канале в январе этого года.

Пока это последняя работа актрисы в кино. Сценарий привлек Алису Бруновну тем, что действие проходит и в наши дни, и в блокадном Ленинграде. А эта тема для актрисы очень дорога.

По сюжету, Ольга и ее дочь Наташа переезжают в квартиру на Васильевском острове. И однажды находят старое письмо, которое в далеком 1941 году мальчик Юра написал девочке Марте в блокадном Ленинграде. Мать и дочь решают отыскать Марту, которая, разумеется, уже стала пожилой женщиной. И посещают всех Март, которые жили в то время в Ленинграде и которых им удалось разыскать. Алиса Фрейндлих играет одну из женщин, которая подружилась с юной Наташей и много рассказывает ей о блокаде. И поддерживает ее, когда у девочки обостряется конфликт с мамой.