Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды5 октября 2014 12:59

Алла Демидова: «Я думала, Любимов будет вечен»

Легендарная актриса "Таганки" рассказала "КП" о главных спектаклях мастера [видео]
Алла Демидова

Алла Демидова

Фото: РИА Новости

- Вы знаете, я думала, что Любимов будет вечен. Потому что он болел и раньше, но он как-то выходил… Совсем недавно меня кто-то спросил: «а что сейчас делает Любимов?» - то есть никому и не приходило в голову, что он не работает, потому что он работал до последнего дня.

У нас в ранней Таганке практиковалась техника, придуманная и отточенная Любимовым - "играть только от себя». Мы были командой единомышленников, один курс, почти одногодки. Не было у нас иерархии возрастов и званий, мы все были равны. И вот этот наш выброс энергии «от себя» - вы не представляете, как это шарахало зрителей. Потому и возникла Таганка. Мы не были политическим театром – этот штамп потом на Таганку навесили. Просто мы были изначально оппоненты, «от природы», ничего специально не делали. Но вот эта энергия, которая в нас была, она всех тогда ошарашила.

10 главных спектаклей Любимова

«Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта (1964) – спектакль поистине великий. Прежде всего потому, что он впервые поставлен именно на русской сцене. И впервые Любимовым была разрушена четвертая стена и актеры напрямую обращались в зрительный зал. Это самое важное, помимо гениальной формы и содержания, разумеется. Ну и с него, можно считать, и началась легендарная "Таганка". Постановка потрясала, резонанс был так велик, что сейчас такое трудно себе и представить. «Добрый человек из Сезуана» стал революцией в театральном искусстве.

«Антимиры» А. Вознесенского (1965). Тут вообще надо говорить обо всем ряде поэтических спектаклей – начиная от «Антимиров», а это - «Павшие и живые», спектакли по Вознесенскому «Берегите ваши лица», «Послушайте!» по Вл. Маяковскому, «Под кожей статуи Свободы» Евтушенко, постановки по Пушкину, есенинский «Пугачев». «Пугачев» никогда не ставился на русской сцене – не получался. У Любимова – получился. Это был гениальный спектакль. Даже «Борис Годунов» Пушкина не получался, а у Любимова получился тоже гениально. То есть, весь это ряд поэтических спектаклей. Такое явление тоже впервые было на русской сцене.

«Жизнь Галилея» Б. Брехта (1966). Тогда было модным «решать проблему» противопоставления лириков и физиков – это первое. А вторая затронутая проблема - страх перед властью. Страх говорить правду, когда Галилей отрекся, чтобы не быть сожженным, как Джордано Бруно. Но все-таки у Брехта оптимистический конец - Галилей идет ва-банк. Это сложный спектакль и он именно был ответом на вопросы того времени.

«Гамлет» У. Шекспира (1971). Понимаете, Шекспира всегда ставили по каким-то канонам, а Любимов не то что разрушил этот канон, он порсто пошел по другому пути. Для него «Гамлет» - это, прежде всего, поэт. И поэтому он взял на его роль Владимира Высоцкого. И, конечно, яркая форма постановки делала ее уникальной – один только занавес Боровского чего стоил. Недаром "В Добром человеке из Сезуана» была реплика одного из богов: «Блюди форму, содержание подтянется». Потому что форма – это самое яркое выражение идеи.

«А зори здесь тихие» Б. Васильева (1971). Прекрасный, пронзительный спектакль. В нем была найдена форма прощания с этими молодым девушками удивительная: музыкальная и поэтичная. Он был красв по форме и очень глубок по содержанию.

"Мастер и Маргарита" по А.Буглакову (1977). Нельзя, конечно, не вспомнить «Мастера и Маргариту» - к нему можно по-разному относиться, но Любимов первый поставил Булгакова в театре. Потом Булгакова стали много ставить, но он сделал это первый.

«Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому (1979). Знамый спектакль – во-первых, потому что Достоевский - это другой совершенно нерв и другое существование актро на сцене. И потом, это спектакль, в котором сыграл свою последнюю роль Высоцкий.

«Три сестры» А. Чехова (1981). На сцене театра на Таганке шел «Вишневый сад» Эфроса и тут как бы в диалоге с другим крупным мастером Любимов сделал свои «Три сестры» - более жестко и более, может быть, агрессивно. И в нем снова была найдена очень интересная и неожиданная форма - Любимов впервые "открыл" стену. Звучит «Вы хотите в Москву?» - и открывается стена зала и зритель видит Садовое кольцо, вот она Москва, где неслись самосвалы, автобусы и прочее. Когда вспоминаешь спектакль – вспоминаешь именно этот образ.

«Борис Годунов» А. Пушкина (1982 - запрещён; выпущен в 1988-м). К «Борису Годунову»подбирался Мейерхольд, к нему многие подбирались. Но, опять таки, Любимов нашел свою форму. В театр пришел Дмитрий Покровский со своим хором. И вот эти распевы, русский плач органично легли на форму пушкинской трагедии. Ну и потом, были прекрасные актерские работы.

«Пир во время чумы» А. Пушкина (1989). Вот так, как Любимов, «Пир…» никто никогда не ставил. «Маленькие трагедии» ставили по отдельности. А Любимов их соединил. И в каждой новелле была своя форма, объединенная одним театральным мазком.

КСТАТИ

Я бы еще включила в этот список шедевров оперу, поставленную Любимовым в «Ла Скала» в 1974 году - «Под жарким солнцем любви» Луиджи Ноно. Потом он поставил еще много опер и даже называл себя «оперуполномоченным», но каждый раз его постановки отличал прежде всего неожиданная форма. Это Юрия Любимова отличало всегда. Он ненавидел пошлость: бытовую пошлость и пошлость в искусстве, – и это изгонял из творчества.

УТРАТА

Не выдержало сердце: из жизни ушел Юрий Любимов

Известный режиссер, основатель Театра на Таганке Юрий Любимов скончался 5 октября в Москве на 98-м году жизни. Об этом стало известно от медперсонала больницы, в которую Любимова доставили два дня назад с жалобами на боли в сердце.

"Юрий Петрович скончался в Боткинской больнице, куда он был доставлен в тяжелом состоянии на этой неделе", - сообщает Интерфакс со ссылкой на свой источник

Как отметил собеседник агентства, "врачи делали все возможное, чтобы поставить его на ноги, но болезнь оказалась сильнее" (читайте далее)