Премия Рунета-2020
Красноярск
-5°
Boom metrics
Общество14 августа 2014 10:21

Не женская работа

«Любой прогресс всегда двигают люди»
Источник:kp.ru
Фото предоставлено пресс-службой правительства Хакасии

Фото предоставлено пресс-службой правительства Хакасии

День шахтера страна отмечает 31 августа. Угольщики Хакасии уже готовятся к профессиональному празднику. Накануне на ведущем угольном предприятии региона, разрезе «Черногорский», прошла Олимпиада, которую для своих подразделений устроила компания «СУЭК».

— Углепром – одна из ведущих отраслей экономики республики с огромным потенциалом развития. От стабильной работы отрасли зависит устойчивость социально-экономического развития региона, так же как от профессиональной работы горняков зависит, в конечном итоге, успех предприятия, - сказал шахтерам в своем поздравительном слове глава Хакасии Виктор Зимин. - Поэтому престиж профессии горняка, постоянный профессиональный рост работников компании имеют важнейшее значение. Ведь любой прогресс всегда двигают люди!

Померяться профессиональными силами на Олимпиаду съехались специалисты из Бурятии, Красноярского, Хабаровского краев, Кузбасса и Приморья. Состязания прошли по разным категориям. Представительница разреза «Черногорский» Елена Шувалова выступала вне конкурса мастерски пройдя дистанцию соревнований на 220-тонном БелАЗе. Елена по специальности горный инженер. Она занимается спортом, любит стихи Есенина, неплохо рисует, увлекается домашним декором и… виртуозно водит БелАЗ — один из самых больших на разрезе автосамосвалов, куда вмещается до 220 тонн груза! Кстати, на представителей автозавода БелАЗ выступление Елены произвело очень сильное впечатление, и они отметили ее мастерство специальным призом – вручили сертификат на получение легкового автомобиля. Правительством Хакасии высокие производственные показатели Елены Шуваловой также отмечены ценным подарком. Теперь тонкое запястье ее наманикюреной руки украшают золотые часы — подарок главы Хакасии Виктора Зимина.

«Комсомолка» всегда интересуется спортсменками и просто красавицами, поэтому наведалась и к Елене, разузнать: как так случилось, что за баранкой такой мощной машины сидит такой женственный водитель?

«Люблю удивлять»

— У водителей задача стояла простая: проехать определенное расстояние на БелАЗе, не сбив ни одного колышка, - рассказывает об Олимпиаде Елена. – Сначала я победила на региональном этапе состязаний среди женщин-водителей здесь, в Хакасии, со временем 1 минута 40 секунд, в общем зачете с мужчинами это оказался четвертый результат. Трасса на Олимпиаде, правда, немного подвела — была влажной после дождя. Если бы дорога была сухой, ее можно было бы значительно быстрее проехать. А так… получилось в районе двух минут.

Огромным самосвалом Елена Шувалова управляет только пятый месяц. Она, можно сказать, потомственная БелАЗистка: отец и дядя тоже трудились в металлургии водителями.

— Папа меня с детства учил ездить, я уже в школе машиной управляла. А выросла, можно так сказать, воплотила детскую мечту. Отец в Сорске в геологоразведочной партии работал, а потом на молибденовом комбинате водителем, - продолжает Елена. – Частенько садил меня за руль, я не боялась. Вообще в горной отрасли я больше 20 лет. Поначалу была нормировщиком, а чуть больше года назад услышала, что на разрез набирают группу женщин-водителей. Пошла переучиваться в техникум, получила водительскую категорию и села за руль, теперь работаю в горнотранспортном цехе.

Семья, друзья и знакомые удивились: работа-то, прямо скажем, не женская, ведь по 12 часов за баранкой машины с мощным мотором и дюжий мужик не всегда выдержит. А тут невысокая, довольно хрупкая Лена… График тоже не для слабаков: два дня через два, иногда нужно выходить в ночь. Все удивлялись — зачем? А Елена говорит, что любит удивлять и считает, что по жизни нужно быть бойцом: поставить себе цель и доказать, что можешь.

— От родных долгое время пришлось скрывать, что я водителем пошла работать. Когда семья узнала, все в шоке были… Это теперь, после награды, они хвалят и гордятся мной, - улыбается женщина.

Мужчины ревнуют

Зато муж Елены выбор поддержал сразу: в семье мир и порядок, когда она довольна. В одной группе с Шуваловой на участке разреза «Черногорский» работает еще шесть женщин. Реакция сильной половины человечества на присутствие за рулем самосвалов дам оказалась не однозначной.

— Кто-то с удовольствием общается, а у других — ревность, но на них внимания стараешься не обращать, - продолжает БелАЗистка. – Несколько раз было страшно, особенно, когда гололед начался. Но тут главное — не паниковать и машину удержать. У нас все девушки на смене ездят без остановок, за исключением обеда и технических перерывов. Мы хотим доказать мужчинам, что не хуже их. Поначалу они над нами посмеивались: мол, придет зима, гололед, посмотрим, как вы поездите. Но пришла зима, а потом и весна — никто из женщин не уволился. Вообще, считаю, что в эту профессию идут сильные женщины, которые хотят крепко стоять на ногах. К нам очень много женщин перешло из такси, многим нужно детей кормить и растить, поэтому стараются заработать побольше.

Кстати, зарплата у женщин-водителей очень достойная для небольшого Черногорска, можно безбедно жить. Хакасский филиал «СУЭК», к слову, — единственное предприятие в структуре угольного гиганта, где среди водителей есть группа женщин.

— Компания хорошо мотивирует работников, - считает Шувалова. – В День шахтера у нас, помимо грамот и премий, лучшим работникам вручают автомобили «Ford» по итогам года. Конечно, для многих, особенно, для молодых, это очень хороший стимул проявить себя, лучше работать в течение года, выдавать большие объемы… На самом деле, чем больше угля ты вывезешь, тем выше будет у тебя заработок. То есть, в итоге, ты состязаешься и с самим собой.

Управлять БелАЗом Елене нравится гораздо больше, чем работать нормировщиком. Она говорит, что сидение в офисе — вообще не для нее.

— Я человек активный, работа за компьютером — не мое. Зимой, например, люблю коньки, иногда — лыжи. Отдыхать стараюсь с семьей, хотя сейчас не так часто это получается — график довольно плотный. Дочь Анастасия у нас взрослая уже, живет отдельно, в Абакане. В этом году окончила Хакасский технический институт, а на днях удивила: говорит, что хочет быть водителем БелАЗа… - улыбается Елена.

Так что, вполне возможно, в этой семье династия водителей продолжится еще одной женщиной.

КСТАТИ

В ООО «СУЭК-Хакасия» насчитывается 11 «БелАЗов» грузоподъемностью 220 тонн, к концу года планируется увеличить это число до 18 единиц. Кроме этого, в текущем году разрез «Черногорский» планирует добыть 6,5 миллионов тонн угля, тогда как общий объем добычи всех предприятий компании «СЭУК», работающих на территории Хакасии должен составить 10,8 миллионов тонн.