Первой страницей в уже двадцатилетней истории Законодательного собрания Красноярского края стал первый созыв, выборы в который состоялись 27 марта 1994 года. Срок полномочий сначала был закреплен законом как двухлетний, позднее его увеличили до четырех лет.
Итак, 34 депутата стали первопроходцами на пути к становлению красноярского парламентаризма. Напомним, что Законодательное Собрание первого созыва пришло на смену Красноярскому краевому Совету депутатов. А с учетом того, что это были лихие девяностые, стоит ли говорить, насколько тяжело было этот путь осилить. Люди по несколько месяцев не могли получить зарплату, страшнейшая ситуация в экономике, другие сложности. Но, как отмечают сами народные избранники, эти тяжелейшие кризисные моменты и не давали подходить к решению вопросов формально – мобилизовали на скорейшее и качественное решение стоящих на тот момент задач.
Что было сделано на поле законотворчества в период с 94 по 97 годы, мы спросили самих «героев» тех событий – депутатов Законодательного собрания Красноярского края первого созыва.
Станислав Ермаченко: ставка на социальную сферу
Первый председатель вновь созданного законодательного органа вспоминает.
— За четыре года работы Законодательного Собрания первого созыва было принято множество законов, в том числе устанавливающих правовую основу, — Устав Красноярского края и регламент Законодательного Собрания, - говорит Станислав Васильевич. - С самого начала своей работы новый парламент старался сохранить финансирование социальных отраслей экономики края. Благодаря этому нам удалось во многом защитить население от последствий «шоковой терапии» в начале 90-х годов, сохранить систему социальной поддержки жителей края, сделать это направление приоритетным. Львиная доля доходов краевого бюджета уходила в Москву, из-за этого мы занимали 82-е место в России по доходам на душу населения. После долгих и трудных переговоров (порой встречи с министром финансов РФ заканчивались в два часа ночи) нам удалось вернуть большую часть средств в регион. Так мы оказались уже на 41-м месте по этому показателю.
Из наиболее ярких моментов Станиславу Васильевичу запомнились «баталии» при обсуждении краевого бюджета. Его представляла Законодательному Собранию администрация края. Но почти у каждого депутата была своя точка зрения, своя позиция по поводу расходования бюджетных средств, социальной, экономической и политической обстановки в крае. Но при этом на первом месте всегда были интересы избирателей.
Павел Черепанов: правовая база для дальнейшей работы
Заместитель председателя парламента первого созыва Павел Черепанов, как и коллеги, отметил важность тех первых принятых законопроектов, которые стали основой для дальнейшей работы.
— Тот период запомнился, прежде всего, дальнейшим развалом экономики страны, разрывом экономических связей между республиками бывшего Советского Союза, безденежьем, падением производства в регионах, в том числе и в Красноярском крае, - обозначил проблемы тех лет Павел Евстафьевич. - Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации, федеральные законы предполагали переход к рыночной экономике, изменения в политической системе страны. Поэтому возникла необходимость в разработке и принятии региональных законов. Депутаты первого созыва определили на сессии первоочередные законопроекты, которые необходимо было разработать и принять. Так были приняты Устав Красноярского края, краевой бюджет, законы о межбюджетных отношениях, о выборах в органы местного самоуправления и другие. Мы были первыми законодателями в Красноярском крае, мы создали правовую базу для дальнейшей работы, и я этим горжусь.
Стоит вспомнить, что в те суровые годы повсеместно приходилось жить в условиях бартера. Бюджетники получали зарплату люстрами, мебелью – чем угодно, только не живыми деньгами. Задолженность перед работниками некоторых предприятий по заработной плате исчислялась десятками месяцев и миллионами рублей. В крупных городах было проще, а вот на территориях… В практически каждом продуктовом магазине существовала тетрадь, где должниками числились сотни жителей, не на что было просто купить еду. И вся эта и без того печальная ситуация разворачивалась на фоне практически полной утраты авторитета к власти. Это и выливалось в бесконечные акции протеста, митинги и перманентное людское недовольство.
Виктор Кардашов: экзамен выдержан
— Оглядываясь на 20 лет назад, считаю, что избрание первого созыва Законодательного Собрания наряду с избранием годом ранее Губернатора края — это главные события в общественно-политической жизни нашего региона в девяностые годы прошлого столетия, - отмечает Виктор Иванович. - Появление этих новых для постсоветского периода институтов власти происходило на фоне завышенных ожиданий общества от власти, в условиях спада в экономике, социального недовольства, неисполнения бюджетных обязательств и необходимости взять обеим ветвям власти ответственность за край. В этот период делались первые шаги осмысления абсолютно новой парадигмы взаимодействия Законодательного Собрания и главы исполнительной власти — Губернатора. В политическом лексиконе страны тогда появилась новая категория — «субъект Федерации». Поэтому возникла необходимость получать первый опыт работы с федеральным центром.
По мнению Виктора Ивановича, депутаты образца 1994 года выдержали экзамен.
Петр Миков: сельское хозяйство удалось сохранить
Петр Миков, председатель комиссии по аграрной политике, продовольствию и землепользованию, в интервью рассказал про ту работу, которую пришлось провести по линии села. Нужно было обеспечить бесперебойные поставки хлеба для людей.
— В крае тогда шли разрушительные процессы. - сказал Петр Григорьевич. - Останавливались и разваливались промышленные предприятия, заводы, фабрики, практически не осталось работающих предприятий промышленности и машиностроения. Целыми районами умирало сельское хозяйство, а за ним и сами деревни. В эти же годы был невообразимый разгул преступности. Человеческая жизнь ничего не стоила. Вспоминать об этом очень грустно.
Относительно сельского хозяйства нами были разработаны и приняты законы «Об оптовом рынке сельскохозяйственной продукции на территории Красноярского края», «О фонде зерна», «О фонде продукции животноводства». Эти законы, особенно о фонде зерна, обеспечили бесперебойное снабжение хлебом населения и бюджетные организации по доступным ценам, то же и с продукцией животноводства.
- Что удалось решить? Трудно сказать, - продолжает Петр Григорьевич, - Социально-экономическая ситуация в крае была очень напряженной. С большими задержками выплачивалась зарплата бюджетникам, росли тарифы, цены на все. Резко ухудшился уровень жизни большинства населения. Такая ситуация была по всей России.
Анатолий Таюрский: с задачей справились
Депутат Анатолий Таюрский – еще один народный избранник, стоявший у самых истоков. В его перечень главных законов, принятых в тот период, вошел и закон об образовании.
— Безусловно, самые значимые события той поры — это первые выборы Губернатора края и выборы в Законодательное Собрание, - говорит Анатолий Иванович. - Наиболее важные законопроекты — это Устав Красноярского края, который принят в качестве Основного закона нашего региона. Разработка Устава шла очень трудно: вариантов было несколько, и рассмотрение каждого из них было сложным. И это не случайно: необходимо было прописать все права и свободы человека и гражданина, закрепленные Конституцией Российской Федерации. Сложность заключалась еще и в том, что это был постсоветский период. Но время после принятия Устава Красноярского края подтвердило, что депутаты с этой задачей справились.
Анатолию Ивановичу также запомнился важный закон «Об административно-территориальном устройстве Красноярского края», который затронул практически все города и муниципальные образования нашего региона. В период начала работы Законодательного Собрания мы одни из первых в России приняли краевой закон «Об образовании» и первый в Российской Федерации закон «О научной деятельности и региональной научно-технической политике Красноярского края». Принимались также законы, направленные на социальную защиту населения, об управлении государственной собственностью края, касающиеся бюджетного устройства, финансов и другие.
И как отмечают сами народные избранники, несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию в России, в Красноярском крае депутаты работали как единая команда, хотя у и были у всех различные политические пристрастия.
Подводя итог, скажем, что работа депутатов первого созыва действительно смогла заложить фундамент для жизни и деятельности в условиях новой России. И это не только понимание новых законов и разработка правовых основ.
Страна находилась в кризисном состоянии и многие потрясения – деноминация, дефолт – были еще впереди. Тем не менее, основополагающие нормативные акты удалось принять. И удалось сделать это в одной из главных отраслей края – сельском хозяйстве. Ну и, конечно, парламентариям удалось выстроить и отладить механизмы своей работы, сделав все от них зависящее, и создав задел для работы избранников нового созыва.
Было ли проще работать депутатам второго созыва? Едва ли. Об этом в следующем материале.
КОНКРЕТНО
Сколько и каких законов приняли на благо края депутаты первого созыва:
Государственное строительство и местное самоуправление
54
Экономическая политика. Финансы
64
Управление государственной собственностью и другие вопросы экономической политики
6
Недро-, земле- и природопользование. Охрана окружающей среды
10
Сельскохозяйственное производство
2
Здравоохранение, наука, образование, культура и спорт. Национальная и молодежная политика. Средства массовой информации
3
Социальная защита населения
9
Административная ответственность. Законность и правопорядок. Безопасность
6
Признание утратившими силу
3
Другие вопросы
3