Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Экономика9 июня 2017 22:30

Глава Роскачества Максим Протасов: «Качественный продукт не обязательно дорог»

Ведомство развенчало основные потребительские мифы
Российская система качества была создана в 2015 году для мониторинга и подтверждения качества товаров и услуг. Фото: Александр Щербак/ТАСС

Российская система качества была создана в 2015 году для мониторинга и подтверждения качества товаров и услуг. Фото: Александр Щербак/ТАСС

Российская система качества была создана в 2015 году для мониторинга и подтверждения качества товаров и услуг. Каждый месяц, а то и чаще, ведомство выпускает подробный отчет о том, что едят, пьют, носят россияне. На Петербургском экономическом форуме руководитель Роскачества Максим Протасов, рассказал, с какими товарами в стране проблемы. А также о потребительских мифах и страхах, которые экспертам удалось развенчать.

- Максим Александрович, как вы выбираете, какие товары проверять в первую очередь, а какие – оставить на «потом»?

- Мы исследуем всю ту продукцию, которая есть на полках наших магазинов в той или иной категории. В прошлом году категория утверждалась курирующими федеральными органами исполнительной власти. А в этом – мы спрашиваем у наших потребителей. Они голосуют в интернете, какой продукт нам проверить следующим.

- Сколько на сегодняшний день товаров проверено?

- В настоящий момент исследовано более 2000 товаров из 52 категорий. Каждую неделю, 52 недели в году, мы исследуем по какой-то категории, рассказываем нашим гражданам всю правду о товаре.

- Какими товарами больше всего интересуются?

- Люди в первую очередь стараются узнавать больше о тех товарах, которые они используют, или едят в повседневной жизни как можно чаще. Это обыкновенные товары: сливочное масло, растительное масло, сыр... Конечно же, это детская школьная форма, за которую так активно голосовали наши мамочки, отправляющие детей в школу, в прошлом году перед 1 сентября.

- Расскажите о результатах исследований. Много некачественного на полках наших магазинов?

- Около 700 товаров из 2000 – это товары с нарушениями. Меньше трети. И нарушения разнообразные. Первый тип – испорченные товары. Либо он испортился у производителя из-за культуры его производства, либо при транспортировке, либо уже на полке магазина. Второе – это превышение антибиотиков в некоторых видах продукции. Такую ситуацию мы встречали в меде, в небольшом количестве куриной продукции. Это тоже нарушение технического регламента. Третий, более крупный блок нарушений, которые мы встречам, это фальсификация. Например, подмена видов в рыбе. В 15-40% случаев в зависимости от рыбы, мы с вами покупаем совсем не то, что хотим купить. Есть проблемы со сливочным маслом. В 6% проверенной продукции было не сливочное масло, а масло с добавлением растительных жиров. Четвертая проблема, может быть не самая страшная, проблема маркировки. Например, на упаковке написано, что продукт соответствует ГОСТу, а он реально ему не соответствует.

- Хорошо, вот вы провели проверку какой-то категории товара, нашли часть товаров с нарушениями. А что происходит дальше?

- Во всех странах мира такие организации как Роскачество являются инструментами мягкой силы. Мы максимально широко освещаем результаты наших исследований, так же, как и наши международные коллеги. Мы рассказываем о проблеме производителям, торговым сетям, потребителям. Если мы говорим об опасных товарах, конечно же, они снимаются с полок контрольно-надзорными органами.

- Есть ли список товаров, которые вы собираетесь проверить в этом году?

- Исследования 2017 года уже известны. Будет исследован целый ряд молочных продуктов, мясная продукция – сосиски, колбасы. Будет еще одно исследование одежды для школьников. В прошлом году мы исследовали одежду для мальчиков, в этом году мы к 1 сентября исследуем одежду для девочек. Мы будем продолжать исследовать рыбу. В этом году мы провели широкое исследование мобильных телефонов вместе с нашими международными коллегами. На очереди - товары домашней электроники.

- Я слышала, что вы в этом году будете проверять еще хлеб и алкоголь.

- Первый этап исследования хлебной продукции мы уже завершаем. В ближайшее время подведем результаты. Очень много наших граждан просили нас о таком исследовании. Мы постарались охватить все базовые сорта хлеба, которые чаще всего покупаю россияне. И попытаться либо развенчать потребительские страхи и показать, что они являются мифами, либо подтвердить их. В соответствии с решением госкомиссии по противодействию нелегальному обороту продукции, нам поручено провести исследование алкогольной продукции. Будет проводиться исследование пива и вина.

- А как вообще проводится такая оценка?

- Процесс очень технологичный, сложный. Исследования происходят в трех областях. Мы исследуем товар на соответствие техническим регламентам Таможенного союза. На соответствие заявленным ГОСТам. И третий блок – блок потребительских характеристик.

- На вкус пробуете?

- Метод органолептики используется, но не всегда. Нас интересуют любые потребительские качества продукта. Может быть, упаковка более удобная для покупателя. Или качественный состав. В майонезе, который достоин государственного «Знака качества», не может быть консервантов. В мясных изделиях, которые могут перешагнуть через наш барьер, не должно быть остаточных следов антибиотиков. По икре, например, нет жестких критериев по содержанию сока в банке. Но мы считаем, что покупателю важно, чтобы там все-таки икра была, а не жидкость с запахом икры. Мы в своем стандарте установили эти требования.

- В прошлом году было решено возродить советскую традицию сертификатов «Знака качества». Сколько товаров его уже получили?

- Это вторая функция нашего ведомства. Менее года назад мы начали вручать первые знаки лучшим отечественным товарам, выбранным по итогам наших исследований. На этой неделе радостное для нас событие – принято решение о вручении сотого «Знака качества». Как говорят: супергероев не может быть слишком много. Это пока только сто товаров, но это сто лучших товаров. Они продвигаются нами через портал и через социальные сети. Мы активно проводим работу с торговыми сетями, чтобы они выделяли такие продукты на полке.

- Влияет ли «Знак качества» на цену товара? Может, вы производителя отметили, а он раз – и наценку сразу увеличил

- Знак качества точно увеличивает объем продажи продукции. Для предпринимателей достаточно важно, чтобы увеличилась прибыль. Если у тебя растет объем производства и объем продаж продукции, тебе не обязательно увеличивать цену. А тем более, в сегодняшней ситуации любое увеличение цены может серьезно затормозить продажи.

- Есть какие-то мифы, которые вы в ходе ваших исследований развенчали?

- Одно из них вы уже назвали. Существует миф, что качественный продукт обязательно дорог. Люди считают, что собственные торговые марки розничных сетей или неизвестный региональный производителей – это сразу «второй сорт». А это не так. Мы встречали целый ряд проблем в товарах даже с серьезным рекламным бюджетом.

- А ГМО – тоже «страшилка» для потребителей?

- Вопрос многих волнует. В тех категориях, которые мы исследовали, мы ни разу не обнаружили ГМО-следы. Нам приятно сказать, что у нас страна чистая от ГМО. Второй страх, который мы встречали, общаясь с потребителями, не добавляют ли полифосфаты в рыбу? В рыбной категории такой проблемы тоже не встретили. Третий страх, что курицу покрывают хлором. Это не подтвердилось категорически. Ни в одном из наших исследований бройлеров, а мы исследовали все товары, представленные на полках наших магазинов, такой проблемы мы не встретили.