Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Экономика6 июня 2017 16:25

Глава Автодора Сергей Кельбах о платных дорогах: «Мы опоясали уже всю страну»

Автомобилистов, выбирающих платную трассу, с каждым годом становится больше. Летом будет миллионный потребитель
Авторы (2):
Дария ЛЕХНИЦКАЯ
Дария ЛЕХНИЦКАЯ
Глава Автодора Сергей Кельбах

Глава Автодора Сергей Кельбах

Фото: Александр ГЛУЗ

Водители делятся на два типа: довольных тем, что можно разъезжать по гладким и новеньким дорогам, и недовольных тем, что это дорого. Потому что противников хорошей трассы среди россиян-то ну точно нет. Об этом только и мечтали. О том, как это стало реальностью, и почему желающих в ней жить все больше – рассказал «Комсомольской правде» глава госкомпании «Российские автомобильные дороги» Сергей Кельбах.

РЕГИОНЫ САМИ СТРОЯТ ДОРОГИ

- В каких регионах у нас есть платные дороги?

- Чтобы сразу было ясно – мы занимаемся строительством платных участков только на федеральных дорогах. На сегодня их протяженность уже составляет 700 км. Львиная доля этих платных участков находится на трассе М-4 «Дон». Это Москва, Новороссийск, через Воронеж, Ростов, Краснодар. Самая загруженная, самая востребованная, кстати, за последние годы дорога страны. Платные участки есть на трассе М-1 «Москва – Минск», на трассе М-3 «Москва – Киев». И на строящейся автомобильной скоростной дороге М-11 «Москва – Санкт-Петербург».

- А Западный скоростной диаметр входит туда? Мы сегодня добрались до форума из Петербурга как раз этой дорогой. С ветерком, так скажем, прокатились.

- Это единственный реализованный в стране региональный проект платных дорог. В общий километраж не входит. Он живет своей жизнью.

ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ

- Cейчас только подсчитал. Строительство же дорог недешево обходится. Должно быть, 700 км это фантастическая сумма.

- Мы же не за один раз построили. Начали в 2010 году. Только представьте. Тогда платных дорог было всего 24 км. Считайте – в год почти что 100 км строили. Но не так, что вот у нас есть деньги – поэтому надо строить. Мы заметили спрос. Для примера, в прошлом году по трассе М-4 «Дон» проехало более 70 млн. пользователей. Все они воспользовались платными участками. Этот показатель неуклонно растет из года в год. Вот и строимся.

- А сколько денег это приносит, если не секрет?

- В прошлом году компания получила доходы от взимания платы в размере 7 млрд. рублей.

НАПРАВО ПОЙДЕШЬ — КОНЯ ПОТЕРЯЕШЬ, НАЛЕВО СВЕРНЕШЬ — СЕБЯ СПАСЕШЬ

- А как он выглядит – потребитель платных дорог?

- В первую очередь это все, кто отправляется отдыхать на юг, на берег Черного моря. Они все становятся нашими потребителями. И число этих потребителей из года в год растет. Причем темпы роста приблизительно порядка 22-25 % ежегодно.

- Наверное, не все пользуются платной дорогой?

- Есть альтернатива. Потребитель выбирает – долго, сложно, не очень безопасно (туда уходят порядка 30-35 % автомобилистов), либо быстро, комфортно, безопасно, но за деньги. Если тариф соответствует ожиданиям потребителя, потребитель готов заплатить энную сумму за эти факторы, которые он для себя выбрал, выбирая платную дорогу, тогда наши интересы совпадают. И мы получаем потребителя.

ТОЛЩЕ КОШЕЛЕК — ВЫШЕ ТАРИФ

- Если сравнивать тарифы на трассе, ведущей на юг, они там достаточно божеские.

- Они оптимальные.

- А если взять трассу Москва – Санкт-Петербург, то здесь много нареканий, что очень высокая стоимость. Особенно если ездить каждый день до Зеленограда или в Солнечногорск. Там уже сразу ценник под 500 рублей в часы пик возникает. Это ощутимо для бюджета. Почему такая разная ценовая политика?

- Тарифную политику на головном участке трассы М-11, как и на участке обхода Одинцово на трассе М-1, формирует концессионер. То есть тот частный инвестор, который вложил основную часть средств в строительство дороги. Тарифную политику на трассе и М-3, и М-4, и на всем протяжении дальнейшем М-11, потому что в данном случае мы говорим только о 43 км, а все остальные более 620 км, которые мы сейчас строим, там тариф будет устанавливать государственная компания. На Вышнем Волочке этот тариф установлен госкомпанией, уже работает. Здесь разница в подходах. Для нас важно получить максимальное количество потребителей, и поэтому формирование тарифа является предметом тщательного исследования, тщательного анализа не только через призму возврата инвестиций, а через призму кошелька потребителя, покупательской способности. Учитываем и разницу в доходах в зависимости от региона.

МЫ - ИВАНОВЫ

- Спросом платные дороги пользуются. Какие планы в дальнейшем?

- Хочется привить культуру автотуризма.

- Чего?

- Вот видите. У нас как-то дико на это смотрят. Наверняка видели в кино – такие большие автобусы для одной семьи. Кемпы. Вот для них создаем площадки вдоль наших дорог. Чтобы они могли подключиться к энергии, подзарядиться, заправиться, перевести дух, починить что-то. У нас на дорогах есть сервис, который очень ценят наши потребители, в простонародье это называется «служба добрых ангелов». В сети много информации об этом. Это служба аварийных комиссаров. Мы четыре года назад ввели пробные экипажи этих служб. Сегодня в каждом центре управления секцией есть дежурные экипажи, они оснащены необходимым инструментарием, бензином. Все они являются обладателями сертификатов медицинских на оказание первой помощи. Когда возникает ДТП, инцидент на дороге, через систему слежения камер определяется место и туда сразу направляется экипаж аварийного комиссара. И ситуации бывают разные. Девушка не заправилась, ее заправляют. Колесо спустило.

- Это бесплатно?

- Да. Это сервис на платной дороге. Многофункциональные зоны для отдыха. Высокий уровень комфорта как для дальнобойщиков, так и для тех, кто едет с семьей. Это игровые комнаты для детей. Это высокое качество обслуживания питания. Это зоны релаксации. Это просто видовые места. Это там, где человек может сделать передышку в пути. Причем предусмотрены услуги для всех категорий путешественников: женщин, пожилых, детей, для собачек.

ДОРОЖКА НА МИЛЛИОН

- Расскажите о транспондерах.

- Мы сделали прорыв за последние два года. Мы сформировали в нашей стране программу интероперабельности. То есть траснпондер это такой электронный кошелек. И пересекая несколько несвязанных друг с другом участков платных дорог, водитель может не доставать деньги из кармана. Все это упаковано в этот электронный кошелек.

- А сейчас это надо каждый раз делать, если едешь по разным дорогам?

- Сейчас каждый оператор имеет свое управление этими расчетными счетами, свой программный продукт. Мы в течение двух лет сводили протоколы. В отличие от Европы сделали это всего за 22 месяца. На форуме подписали соглашения с операторами Западного скоростного диаметра, с операторами трассы М-1 – обход Одинцово, и дороги у «Шереметьево», и вся наша трасса М-4. Мы опоясали уже всю страну. На сегодняшний день, по подсчету количества транспондеров в стране - пользователей порядка 900-920 тысяч человек. А летом получим миллионного потребителя транспондера. И это уже будет серьезный показатель тех людей, кто однозначно выбрал для себя платную скоростную дорогу. Этот путь мы прошли буквально за 5-6 лет. Транспондер предоставляет скидки. Наличие транспондера автоматически дает 20% скидки относительно ручного платежа. А если еще энное количество проездов, то бонусы набегают, общая скидка достигает 60%.