У героев Кустурицы и Беллуччи роковые страсти кипят на фоне войны. Фото: Кадр из фильма
Новый проект мэтра «По Млечному Пути», уже идущий в нашем прокате, - это лихой балканский бурлеск, сюита о роковом влечении невеселого деревенского молочника (в этой роли сам Кустурица) к полусербке-полуитальянке с тяжелым военным прошлым (Моника Беллуччи). Красавица отдана в жены боевому генералу, в то время как герой Кустурицы должен (но само собой, не хочет) жениться на генеральской акробатке-сестре.
ГУСИ ПРЫГАЮТ В ВАННУ С КРОВЬЮ
- Работа над картиной продолжалась три года, из них два мы делали компьютерную графику, - рассказывает режиссер, с которым мы пообщались после премьеры фильма на фестивале в Венеции. - Я впервые снимал кино в цифровом формате, а не на пленку. Сделать хорошую графику оказалось сложнее, чем я думал. Вы и не заметите, сколько графики в этой картине! Например, когда гуси прыгают в ванну с кровью - гуси все настоящие, а кровь нет: без компьютера нельзя было бы достичь такого красного цвета. А еще мне пришлось переделать начало, потому что умудрился не снять сокола. А без него фильма бы не было. Это в книге за происходящим может наблюдать какой-то свидетель с неба, а в кино обязательно должен быть сокол, который и стал настоящим персонажем картины.
- Почему вы называете этот фильм сказкой?
- Потому что современные сказки недалеко ушли от реальности, которая становится все более жестокой и мрачной. Сказка - это мой способ защитить себя от нее, ведь реальность превратилась сейчас в сплошное реалити-шоу. Говорят, что в моих фильмах всегда царит хаос. Но это организованный хаос, который трудно создать. Вообще сделать этот фильм на том уровне, который меня бы устроил, сложно, потому что я очень упертый. Для меня невероятно важны детали, интерьер. Я режиссер пространства. Без него меня нет. А еще мне трудно перескочить через линию, которая разделяет реальность от выдумки. Не говоря уже о моей работе в кадре - вынужденной, поскольку я хотел сделать основой для этой картины собственную короткометражку, в которой снимался. Конечно, я не актер и не сравниваю себя с Моникой Беллуччи, рядом с такой артисткой сложно не растеряться. Но я сделал все, что мог.
ПРОГРЕСС ИДЕТ БЛАГОДАРЯ ВОЙНЕ
- Можно сказать, что это самый громкий ваш фильм...
- Просто потому, что действие происходит в зоне военных действий, в которой вообще не бывает тишины. Вот поэтому в фильме всегда что-то гремит, звучит, всегда есть эхо - думаю, что звукорежиссеры постарались на славу. А парень, который микшировал звук, он просто гений, черт его возьми! Его фамилия - Заяц, а музыку к фильму написал мой сын, с которым мне даже особо работать не надо. Отношения отца и сына, конечно, всегда сложны, но со стороны они кажутся очень гармоничными.
- А кто эти плохие парни в черном, которые гоняются в фильме за вами и Моникой?
- Это не французы, не немцы и не американцы - черный цвет мы придумали для того, чтобы лишить военных всяких знаков отличия. И вообще война на Балканах была таким безумием, что любой мог прийти и убить тебя просто потому, что ему так захотелось…
Но важно понять, что все наши технологические достижения, включая интернет, созданы тоже благодаря войне. Так уж развивается человечество, и я хотел столкнуть эту реальность с идеями Ветхого Завета. Змея, которая появляется в фильме, - это образ ветхозаветного Бога. Змей заставил Адама и Еву совершить грех, но я, чтобы добавить парадоксальности, заставил его спасти человеческую жизнь.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Эмир КУСТУРИЦА родился в Сараево 24 ноября 1954 года. Учился в знаменитой пражской киношколе FAMU. Дебютировал в кино в 1981 году картиной «Помнишь ли Долли Белл?», удостоенной «Золотого льва» в Венеции. Второй фильм Кустурицы «Отец в командировке» (1985) получил уже «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Вторую «Пальму» Кустурица заработал 10 лет спустя за картину «Подполье». После чего последовал приз за лучшую режиссуру в Венеции («Черная кошка, белый кот»). С 1986 года играет на бас-гитаре в группе No Smoking Orchestra.
5 лучших фильмов мэтра:
- «Отец в командировке» (1985)
- «Время цыган» (1988)
- «Сны Аризоны» (1993)
- «Подполье» (1995)
- «Черная кошка, белый кот» (1998)