Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество23 октября 2016 22:00

Вузы будущего: Ни преподавателей, ни сессий, ни дипломов?

Как наши дети будут получать высшее образование в ближайшие годы
Рис.: Александр ДУБОВСКИЙ

Рис.: Александр ДУБОВСКИЙ

С приходом новых технологий меняется вся наша жизнь. Вот и за дипломом Оксфорда теперь не обязательно ехать в Англию - достаточно открыть онлайн-уроки, где профессора расскажут любому желающему то же самое, что и своим обычным студентам.

Высшее образование меняется не только за рубежом, но и в России. Год назад крупнейшие вузы записали свои самые популярные курсы на видео и выложили в Сеть в открытом доступе на сайте openedu.ru. А сегодня таких курсов уже 107, и количество слушателей перевалило за 150 тысяч. Причем это не только студенты и школьники - лекции слушают и взрослые, и пенсионеры.

И это не единственные перемены. Современные технологии выворачивают наизнанку саму концепцию обучения. Вот раньше человек шел в университет, чтобы получить знания. Но сейчас эта информация открыто лежит в интернете - бери не хочу! Зачем тогда нужны вузы - дипломы выдавать? Не получится ли так, что все корочки и сертификаты, которые старшие поколения получали в поте лица, в будущем обесценятся?

Мы решили с помощью экспертов предположить, как изменится высшее образование в ближайшие 5, 15 и 25 лет.

ЧЕРЕЗ 5 ЛЕТ

Университет на диване

Уже сейчас ведущие вузы экспериментируют с так называемым смешанным обучением. То есть студент может получить знания не только напрямую от преподавателя или зарывшись в книжки в библиотеке, но и в онлайн-форме.

Например, видеолекцию по основам физики можно послушать в исполнении известных ученых - как российских, так и зарубежных. Причем в любое удобное время! Вузу тоже польза: нагрузка на преподавателей снизится, а значит, сотрудники смогут больше времени посвятить научной и проектной работе.

- Такая смешанная модель обучения позволяет сделать образование более персонализированным, расширяет возможности учащихся, позволяет учитывать особенности каждого и меняет роль педагога, - уверен создатель крупнейшей системы онлайн-обучения EdX Анант Агарвал. - Нужно сделать так, чтобы учитель стал гидом и помощником в получении знаний. Тогда студенты получают информацию онлайн, а педагог помогает с ней работать.

Такие занятия чем-то напоминают урок литературы в школе: читать книжку надо дома, а в классе уже идет обсуждение. Так и тут: основной массив информации студенты будут усваивать сами, а преподаватель помогает ее упорядочить и дает практические советы. Так что компьютером учителей не заменить:

- Присутствие человека, который направляет тебя, замечает твои ошибки и помогает их исправить, очень важно, - считает основатель Википедии Джимми Уэйлс. - Я не знаю, чем это можно заменить. Технологии помогают нам действовать быстрее, но если вы хотите научиться думать, это уже интерактивный процесс. Он может проходить в онлайн-формате, но и тут необходимо взаимодействовать с педагогом, который присматривает за вами.

ЧЕРЕЗ 15 ЛЕТ

Отменят оценки

Странно получается: физику ты изучал онлайн в Оксфорде, математику - в Бауманке, а диплом получишь Томского политеха? На что ориентироваться работодателям, вообще непонятно. Раньше хоть вузы своим брендом могли более-менее гарантировать качество образования. А теперь, когда студенты одного и того же учреждения учатся кто где, - кому верить?

Впрочем, уже в скором времени реальные навыки и компетенции окончательно перевесят в глазах работодателей дипломы и сертификаты.

- Не важно, что ты знаешь, важно, что ты умеешь делать! - делится мнением экс-директор по обучению Apple Уильям Ранкин, глава компании Unfold Learning. - Можно получить 100 баллов за все тесты, но это не имеет никакого значения, если ты не способен работать! Поэтому в будущем сама инфраструктура учебных заведений будет строиться не на контроле, а на обеспечении возможностей.

Так что экзамены и сессии в привычном нам виде довольно скоро могут совсем исчезнуть из студенческой жизни. Задача преподавателя - не уличить студента в том, что он что-то не выучил, и поставить двойку. А определить дыры в знаниях и помочь их вовремя залатать. То есть вуз будет стараться скорректировать учебные программы под каждого студента, а не штамповать однотипных менеджеров-юристов-экономистов по единому образцу.

ЧЕРЕЗ 25 ЛЕТ

Уметь, а не зубрить

В финских школах уже сегодня отказываются от обучения детей отдельным предметам. Вместо этого учащимся стараются привить умения и навыки, которые пригодятся им в будущем. Та же участь ждет и университеты:

- Если современных детей спросить, зачем нужно образование, они ответят: «Для поиска работы». Проблема лишь в том, что система образования отстает от наших дней лет на триста, - приводит пример Анант Агарвал.

Насчет цифр можно спорить, но что есть, то есть: выученное студентами на первом курсе частенько устаревает уже к третьему! Новые программы для работы и новое оборудование появляются как грибы после дождя. Чему учить молодежь? Понятно, что есть фундаментальные основы наук, но между теорией и практикой - бездна, которая растет с каждым днем.

- 60 процентов современных дошкольников будут заниматься тем, чего сейчас, может быть, еще не существует, - предполагает сотрудник Google Джейми Касап. - Мы не должны придумывать профессии будущего: вместо этого надо развивать навыки, которые могут пригодиться на протяжении всего XXI века. Надо также задавать новые вопросы в сфере образования: спрашивать детей не о том, кем они хотят стать, а о том, какие проблемы они хотят решить. Это приблизит их к созданию собственной образовательной стратегии.

Похоже, что учиться будущим поколениям придется всю свою сознательную жизнь - пусть и не в стенах альма-матер.

Самые полезные навыки будущего.

Самые полезные навыки будущего.

СКАЗАНО!

Александр СОБОЛЕВ, директор департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки:

- Когда говорится о будущем высшего образования, все чаще звучит слово «декомпозиция», или «переразборка». И здесь нужно смотреть, вокруг чего будет выстроен университет будущего, что будет его ядром.

Если центром этой сборки является сам вуз, то возможен ряд проблем. Все чаще сегодня университеты выдают часть своих задач на аутсорсинг. Есть позитивные примеры, когда вузы выстраивают коллаборации на основе сетевых специально построенных программ. Классический пример - это делегирование практики предприятию. Но есть и негативные примеры, когда негосударственные вузы делегируют вообще все свои функции. У них нет ни стадионов, ни медкабинетов, ни профессорско-преподавательского состава. Зато у этих вузов есть право выдавать дипломы. И, к сожалению, такая практика переразборки университетов в нынешних российских реалиях пока является доминирующей.

Но если образовательную программу собирать вокруг студента, то это полностью меняет дело. Студент набирает ряд компетенций, которые он считает необходимым. А университет должен выбрать особую политику и практику признания этих результатов.