Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество10 июля 2016 15:53

Надо ли раздеваться догола в соцсетях?

Наш колумнист - о флешмобе #яНеБоюсьСказать, где женщины рассказывают про случаи сексуального насилия или домогательства, которым они подвергались
Вдруг выяснилось, что все эти годы большинство женщин жили в постоянном страхе перед грядущим насилием и в тяжких воспоминаниях о прошедшем

Вдруг выяснилось, что все эти годы большинство женщин жили в постоянном страхе перед грядущим насилием и в тяжких воспоминаниях о прошедшем

Фото: REUTERS

Недавно утром я открыла ленту фейсбука - и содрогнулась.

Будто очутилась в фильме ужасов.

Тысячи маньяков, педофилов и насильников разом вышли на охоту. Восстали из прошлого все когда-либо встреченные сотнями фейсбуковок эксгибиционисты. Миллионы мужчин кинулись щипать несчастных женщин за попки, оставляя глубокие психологические травмы на всю жизнь.

Мир перестал играть солнечными красками. Он, как в компьютерной игре, превратился в полный опасностей квест, где враг поджидает везде: в песочнице, в подъезде, в машине, в школе и детсаду. Как будто у всех мужчин разом прорезались вампирские клыки.

Вдруг выяснилось, что все эти годы большинство женщин жили в постоянном страхе перед грядущим насилием и в тяжких воспоминаниях о прошедшем.

А ведь еще вчера ничего не предвещало. Постили котиков. Смеялись. Что произошло?

А просто в фейсбуке набрал невиданную силу новый флешмоб с тэгом #яНеБоюсьСказать. Где призвали женщин рассказать про случаи сексуального насилия или домогательства, которым они подвергались в жизни. И понеслось!

Оговорюсь сразу: я уверена, что проблема бытового насилия действительно серьезна. Мне искренно жаль всех, кто реально ему подвергся, и у кого травма осталась на всю жизнь.

Но с такой травмой надо идти не в фейсбук. К психологу - если травма была давно. К милиционеру или близким друзьям - если недавно.

В крайнем случае, если кажется, что станет легче от публичности переживания - конечно, и соцсети подойдут.

Но не по команде же. Не рядами и колоннами. Не все в один момент вдруг сняли, пардон, трусы и показали попы, за которые кто-то когда-то ущипнул.

Между тем движение набрало невиданную силу и даже поделило участников соцсетей на непримиримые лагеря. Одни требуют признать массовый флешмоб невиданным доселе актом гражданского мужества и социальным переворотом в сознании. Другие - они в меньшинстве, и я к нему принадлежу - уверены, что ничего хорошего в этой акции нет. Ни для пишущих, ни для читающих.

Для начала, я не вижу здесь смысла.

"Наконец-то я поняла масштаб проблемы! - пишет мне одна из читательниц. И что? Она больше не будет насиловать малолетних в подьездах?

Все, кто понял масштаб проблемы, и так не делали ничего предосудительного. Маньяки и педофилы соцсети не читают. А если вдруг прочитают эти леденящие кровь истории, испытают лишь чувство глубокого удовлетворения.

"Мужчины потрясены тем, что они творят, даже не подозревая, какие травмы наносят! - пишут другие сторонники флешмоба. И кидают ссылки на женские журналы, на удивление оперативно выставившие комментарии кающихся парней. Выглядит это забавно. Не уверена, что журнальные отклики реальные, но некоторые мужчины в соцсетях азартно погнались за своей порцией лайков.

- Я и не знал, когда гладил ее по коленке, забираясь все выше, а она говорила "нет", какую травму я ей этим наношу!

- Боже, я и не подозревал, что, когда мы целовались, и она, обвив меня длинными ногами, хрипло говорила "нет" моей руке, расстегивающей кофточку, это на самом деле было "нет" !

Ничего серьезнее кающиеся мужчины про себя не вспомнили. И делали это не без явного удовольствия. Может, даже и привирая - а что я, хуже других?

В женском-то сообществе вообще стало неприличным не вспомнить какого-нибудь пусть хиленького домогательства. Иначе получишь вполне реальный коммент:

- Вы что, такая страшная, что к вам никогда никто не приставал?

Вот и пошли гулять страшилки.

Но есть люди, и искренно откликнувшиеся. Поделившиеся наболевшим. Тем, что и матери, как они пишут, боялись рассказать.

А теперь, внимание, вопрос: с кем они этим поделились?

Привыкнув к фейсбуку как к собранию друзей, которые лайкают посты и оставляют комменты "какая прелесть!", мы забываем, что это не вся здешняя аудитория. Кто еще читает ваши посты? Начальство, коллеги. Нынешние и прошлые. Жены, мужья, их коллеги и друзья. Их бывшие - пусть даже они были до вас. Все ваши недоброжелатели - будьте уверены - внимательно проглядывают вашу ленту.

Эффект откровений может быть неожиданный.

- Не смогу больше к ней ходить! - сказала мне одна приятельница, прочитавшая ярко написанную ужасную историю своей учительницы по коучингу, вынужденной в лифте... - Что бы она теперь ни рассказывала, эта картина всегда будет у меня перед глазами...

А представьте, что все эти истории про проникновения чужих пальцев во влагалище читает ваш будущий жених. Оно вам надо?

Уверена: никому бы не пришло в голову выйти на центральную улицу города, где толкутся сотни знакомых и незнакомых людей, и рассказать подобную историю. А ФБ побольше площади.

Мы потеряли границы личного пространства. Мы открываем перед чужими розовое незащищенное нутро.

И, возможно, кто-то может потом этим воспользоваться.

Что не нравится лично мне?

В последнее время по фейсбуку волнами идут вброшенные кем-то темы. То все выставляли свои детские фотки - мило, невинно, правда? Многие увлеклись и поддержали.

Потом постили свои фотки в 90-е годы. Тоже любопытно. Потом что-то про школу...

Народ привык откликаться в радостном порыве.

А темы становятся все откровеннее. Сейчас надо рассказать о случаях сексуального насилия. Вот так прямо в фейсбуке.

Как мы знаем по сериалам, детективы про интересующих их людей такую информацию в тяжких трудах добывают. Потому что это - ваша уязвимая точка. И вы теперь сами ее всем выкладываете. Так что даже через годы, когда вы вдруг займете важный пост, пойдете в политику или встанете кому-то поперек дороги, эту пусковую кнопку вашего страха можно нажать.

В том, что нынешний флешмоб хорошо организован, у меня сомнений нет. Я просто прошла по ссылке, которую мне прислали в его поддержку. На одном из ресурсов с четкими указаниями, как его перепостить, стоит комментарий психолога. Психолог авторитетно раскладывает: какими психическими отклонениями страдает мужчина, если ему не нравится читать эти истории.

Рядом стоят ссылки на сами истории. Я прочитала три и сразу почувствовала фальш. Они были написаны словно одной рукой. Но главное: в одной из историй дама рассказывала, как теперь защищается от возможных нападений: достает острый ключ, когда входит в подъезд, умеет попасть людям в глаз, гуляет с шокером, не слушает музыку вечером на улице и так далее.

Описание слово в слово совпало с кусочком приведенной уже в другом посте лекции профессора: как защищаются женщины от насилия.

Поэтому - янебоюсьсказать. Осторожнее надо в соцсетях. Бдительнее. Поверьте, тут полно своих маньяков, недоброжелателей и хитрых ловцов фактурки, которые могут психологически сломить не хуже уличных приставал.

Фотографии обнаженных тел вроде в соцсетях уже не ставят. Но полное обнажение душ тоже чревато.

И да, не удивлюсь, если следующим тегом будет: не боюсь рассказать самую стыдную свою историю...

ЕЩЕ МНЕНИЯ

Мы освобождаем свои шкафы от чужих скелетов

Дарья ЗАВГОРОДНЯЯ

Сразу оговорюсь: я во флешмобе участия не принимала. Хотя поводы есть, самому древнему - почти сорок лет из прожитых мною сорока трех, но, видимо, я свои переживания не до конца «проработала» (подробности)

А где же заявления в полицию?

Геннадий ЧИЧКАНОВ

Знаете, друзья, меня так учили и это достойно и правильно, что любой стон, любая проблема, которые нуждаются в решении, должны решаться через создание ситуации, носящей черты осознанной и целенаправленной деятельности. Целенаправленной и осознанной, подчеркиваю (подробности)