33 процента учеников 10-х и 11-х классов определились с призванием. И лишь 12 процентов ребят уже знают, куда планируют поступать
Фото: Олег УКЛАДОВ
Нынешние школьники не рвутся в маркетологи, как их сверстники 10 лет назад. Сейчас ребят гораздо больше интересуют информационные технологии и смежные области. Организаторы форума "Старт карьеры"-2016, который прошел на днях в Москве, провели собственное исследование среди учащихся 10-11 классов и попытались разобраться, как именно современные дети выбирают будущую профессию.
ПРОФЕССИЮ ВЫБРАЛИ ЕДИНИЦЫ
Несмотря на то, что поступление уже на носу, лишь 33 процента учеников 10-х и 11-х классов определились с призванием. И лишь 12 процентов ребят уже знают, куда планируют поступать. Хотя многие (больше половины) считают, что определяться со специальностью нужно как можно раньше. Лучше всего — уже в 8 классе.
- До недавнего времени о профориентации у нас начинали думать только ближе к окончанию школы, когда на семейном совете выбирался вуз и основные направления репетиторства, – рассказывает соорганизатор форума "Старт карьеры" Юлия Пасс, одна из авторов исследования. - Профориентация – это принятая международная практика. Внедрение такой системы у нас – острая необходимость для появления сильных и профессиональных кадров. Важно помочь ребенку выбрать ту деятельность, в которой он будет наиболее успешным.
НА ПЕРВОМ МЕСТЕ - ЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС
Все школьники сходятся на том, что без нужных навыков карьеру в выбранной области не сделать. Из личных качество отмечают ответственность, целеустремленность и упорство.
Среди рабочих компетенций чаще всего выбирают следующие:
Адаптивность,
Являться экспертом в своем деле,
Системность мышления,
Умение создавать проекты "под ключ"
Первое, что учитывают подростки при выборе специальности, как показало исследование — это личный интерес и жизненные планы. Об этом упомянули почти 48 процентов опрошенных. Еще 21 процент ребят обращают внимание на престижность будущей профессии. А 13 процентов прислушиваются к мнению родителей на этот счет.
Как именно лучше выбирать будущую профессию — на этот счет мнения выпускников расходятся. 37 процентов ребят хотели бы побывать на практике в реальной компании по выбранному профилю. 29 процентов вдохновляются открытыми лекциями экспертов и профессионалов. А еще 19 процентов ребят считают самым эффективным способом профориентации экскурсии на место потенциальной работы.
НОВАЯ ВОЛНА УТЕЧКИ МОЗГОВ?
Большинство ребят — 78 процентов — хотели бы работать в международных компаниях. А вот на наличие соцпакета и гарантий почти не важно.
В числе других приоритетов:
Свободный график (35%)
Возможность в будущем открыть свое дело (30%)
Работа в крупной стабильной компании (29%)
Если сравнивать ответы выпускников с данными взрослых, то взрослые гораздо прозаичнее. В первую очередь они смотрят на размер оклада, затем на удобство графика и близость работы, а затем на соцпакет. Но если нынешние школьники собираются работать удаленно, то может, им и правда незачем смотреть на график и расположение?
- Такая нацеленность подростков на собственный бизнес и личный интерес говорит о том, что в ближайшие 10-15 лет рынок ждет новая волна высокотехнологичных стартапов, - уверена Юлия Пасс. - А собственные компании позволят удовлетворить еще одну важную потребность поколения 2000-х в свободном графике.