Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды11 ноября 2015 11:05

Юнгвальд-Хилькевич: "Я умудрился проработать всю жизнь при советской власти и не сделать ничего конъюнктурного"

Последнее интервью создатель «Д'артаньян и три мушкетера» дал «Комсомольской правде» перед своим 80-летием
Он дарил радость и улыбался в ответ всем, кто улыбался ему

Он дарил радость и улыбался в ответ всем, кто улыбался ему

Фото: Мила СТРИЖ

15 октября 2015 года, за неделю до своего последнего дня рождения, Георгий Эмильевич в бодром расположении духа презентовал спектакль к 25-летию театра кошек Юрия Куклачева - Юнгвальд-Хилькевич в последние годы был там главным режиссером, не переставая что-то творить. Тот день был последним, когда знаменитый создатель картины «Д'артаньян и три мушкетера» появился на публике. Он работал он до последних дней. Он дарил радость и улыбался в ответ всем, кто улыбался ему. Он мечтал снять еще одно продолжение «Мушкетеров», о чем рассказал «КП» в последнем интервью нашей газете.

- Вспоминаю вашу недавнюю фразу: «Когда успел дожиться до таких лет?». Вы именно так воспринимаете свою юбилей?

- Абсолютно! Это не мой возраст, это возраст какого-то другого дядьки, к которому я отношения никакого не имею. Я просто работаю по мере сил, люблю всем сердцем, как жил, так и живу. Единственное, многое стало значительно противнее - потому что понимаешь причины и следствия более отчетливо, но это не радует.

- Вы о последних политических событиях?

- Весь мир взбесился и смотреть на это страшно. Демократия в Европе и Америке превратилась в потакание всем извращениям, которые только можно на земле найти. Сейчас единственная страна, где есть демократия, это Россия. Это моя глубокая точка зрения. Это - все, что я понял к 80 годам.

- Значит вы поддерживаете курс руководства нашей страны?

- На 100 процентов. Считаю, что России повезло, что за многие столетия, наконец, страной руководит человек мужественный, отдающий себе отчет в том, что значит руководить такой страной, которую уродовали, извращали долгие столетия. Что вообще немцы были царями и как они не притворялись, не могли понять беды нашего народа. И все наши беды и несчастья от этого чужого, пришлого, неправильного, прививавшегося России. Люди становились двуличными. А когда это двуличие дошло до апогея, появился Советский Союз. Хотя сам по себе социализм значительно правильнее, серьезнее и человечнее, чем капитализм. Посмотрите на Китай.

15 октября 2015 года, за неделю до своего последнего дня рождения, Георгий Эмильевич в бодром расположении духа презентовал спектакль к 25-летию театра кошек Юрия Куклачева

15 октября 2015 года, за неделю до своего последнего дня рождения, Георгий Эмильевич в бодром расположении духа презентовал спектакль к 25-летию театра кошек Юрия Куклачева

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- Скучаете по советскому прошлому?

- Нет. Это извращенное время, театр абсурда. Все мы были алкоголиками, потому что жить в театре абсурда можно было только в абсурдном состоянии духа. Вот мы и напивались все: Юматов, Даль, Шукшин, Высоцкий, ваш покорный слуга, все мои мушкетеры, кроме Вени Смехова... По-другому невозможно было понять весь бред, который происходил. И такое сделали с самым потрясающим народом!

- В советское время ваши коллеги называли вас «самым неправильным режиссером»...

- Так называл меня мой друг Марик Захаров и это было правдой. Это было с его стороны настоящим комплиментом. Потому что правильным в те времена мог быть только подхалим и лизоблюд.

- Вы же своих «Мушктеров» на Одесской киностудии снимали и прожили в этом городе 24 года. Как воспринимаете происходящее на Украине?

- Для меня картина сложилась очень ясно. Царям мешали галицане, которые вырезали русских. И им нужно было что-то этому противопоставить. Тогда было создано государство Украина из тех же галицан, которые поддались русской пропаганде. Это была такая буферная зона. Это очень хорошо понял Иосиф Сталин, который, конечно, был людоедом, но дьявольски умным человеком. И он стал добавлять и увеличивать эту Украину как буферное государство. Это был такой буфер между Польшей, которая была частью государства российского, а до этого все время пыталась воевать с Россией. Это была очень удобная вещь. Потом наступила перестройка, развалился Советский Союз и коммунистическая идеология, на которую опиралась эта качающаяся нация, разрушилась. Вот и стал Бандера единственным, кто может быть знаменем этой страны. А кого еще вы назовете? Тарас Шевченко - это поэт, болтун и все время жил в России. Никого не было. Бандера тоже уничтожал и русских, и галицан, и немцев, всех, не говоря уже о евреях. Никого нет, потому что нация ненастоящая. Надо было ставить князя Красное Солнышко, а это все русские. Все украинские, Киевская Русь - это все русские люди! - Что они сейчас активно пытаются отрицать... - Они теперь делают свою нацию, пытаются любыми путями обосновать, что они настоящие. Но как только во главу угла ставится национальный вопрос, автоматом возникает фашизм, национал-социализм. Все очень просто. Это трагедия этой несчастной нации, которую не доделали до конца.

- Как считаете, в ближайшей перспективе может что-то измениться в наших отношениях?

- Нет, ничего не изменится. Если бы не было четырех тысяч убитых в Донбассе, может быть могло бы что-то измениться. А так это не простится. В обозримом будущем нет. Вы представьте себе, если у вас убили брата, сестру? Убило государство, которое специально уничтожает вас, потому что вы другой. Ну как с этим можно смириться? Я был бы помоложе, я бы взял в руки автомат.

- Защищать Новороссию?

- Их называют «бандитами», «сепаратистами», но они в своем доме сидят, они не в Киеве! Они у себя дома. К ним лезут, а они защищаются! Они защищают свою землю, свои дома, своих родителей!

- Вы, наверное, новости смотрите с содроганием?

- Я больше читаю. Разные мнения, на русском, на английском. Я пытаюсь понять истину, суть. И когда «точкой» бьют по мирным людям... И я все больше презираю Запад, Америку, которая постоянно находится в состоянии истерии и зомбировании своего народа, начиная со школы. Их превращают в роботов. В третьем классе он знает, что он только рабочий, или он только ученый. И дальше ему не дают двигаться - только по тому пути, который они наметили при помощи тестов. Так они и существуют.

Он мечтал снять еще одно продолжение «Мушкетеров», о чем рассказал «КП» в последнем интервью нашей газете

Он мечтал снять еще одно продолжение «Мушкетеров», о чем рассказал «КП» в последнем интервью нашей газете

Фото: РИА Новости

- Кстати, что думаете об американской культуре, которая так активно приветствуется в нашем кинематографе?

- Это не культура, это бескультурье! У нас весь прокат принадлежит американским фирмам. И чего-то говорить, о каких льготах? У них колоссальный лоббизм, колоссальные деньги. Все это смешно до слез. Славка Говорухин предложил запретить показ американских фильмов, но никогда из этого ничего не выйдет. Хотя я с этим согласен. - А сейчас режиссеры зависят от продюсеров - прежде всего на фильм нужны деньги. - Но за последние годы у нас нет и не будет сильных картин, потому что для них нужно большое серьезное финансирование. И, самое главное, прокат в России должен быть государственным. Напишите это огромными буквами. Если это не случится, «кина не будет»!

Своих «Мушкетеров» я снимал на государственные деньги, поэтому было кино. Да, от него требовалась идеология. Но посмотрите мои фильмы: «Три мушкетера», «Граф Монте Кристо», «Искусство жить в Одессе», «Ах, водевиль, водевиль». Что я сказал? Я хоть одно слово сказал за советскую власть? Я и членом партии не был. Но я снимал каждый год, потому что мои фильмы приносили деньги. И это, как ни странно, был единственный критерий при социализме для таких режиссеров как я, которые не хотели быть тявкающими в унисон с политикой.

- Никита Михалков, режиссер, сценарист, продюсер, имеющий много актерских ролей. Почему вы самого себя так редко снимали?

- Мы разные люди. Он так живет, а я по-другому Но я вам скажу, что Никита - один из немногих режиссеров в этой стране, которые мне нравятся. Если бы он снял только одну картину «Неоконченная пьеса для механического пианино», он все равно уже гений. Он уже все сказал. Тем более, что он снимает от души, правду и очень профессионально. Я смотрю на все современные «шедевры», это же невозможно смотреть без слез. Даже у самого нашего гениального режиссера Звягинцева такая неумелость во всем. Мне не интересно смотреть кино, какие бы там не были идеи, если оно неумело сделано, если от него не дрожат конечности. Также как и американское кино, от которого меня выворачивает. Только кино начинается, я уже знаю, чем оно кончится. Набор штампов. Ну невозможно смотреть!

Георгий Юнгельвалд-Хилькевич: "Я умудрился проработать всю жизнь при советской власти и не сделать ничего конъюнктурного"

Георгий Юнгельвалд-Хилькевич: "Я умудрился проработать всю жизнь при советской власти и не сделать ничего конъюнктурного"

Фото: РИА Новости

- Боюсь спросить, что вы думаете о ремейках и «Мушкетерах» Жигунова?

- Я видел из них очень мало, в рекламе какие-то куски. Мне показалось, что неудачный выбор актеров, совсем мимо. А остальное - я не знаю, смешно, что сравнивать? Другие задачи. Он на меня страшно обиделся. Зачем человек снимает кино - это вопрос номер один. Почему «Окаянные дни» снял Никита? Потому что идея ему спать не дает. Он страдает, он думает и наконец находит выход, снимает. Кому нравится, не нравится. Никита почему-то у всех вызывает какую-то дикую зависть. Но он снимает потрясающее кино. Если он попадает в унисон, человек дрожит как осиновый лист, глядя на его картины и начинает думать о своей жизни, о жизни общества. Понимаете, как умеет? Я этого не умею. Я считаю, что жизнь так ужасна, что человек имеет право отдохнуть хотя бы полтора часа и быть счастливым, поверить, что он сможет полюбить, что его полюбят. И я вот такие фильмы и снимаю. У меня даже нет отрицательных героев, у меня даже Миледи не очень отрицательный герой.

- С подбором актеров у вас всегда был успех. После ваших картин все становились звездами.

- Я вообще считаю, что главное, что такое режиссер или гениальный продюсер - это выбор актеров. Именно это решающий вопрос. Картина получается, если получилось подобрать артистов.

- Что для этого нужно?

- Нужно искренне снимать картину. Когда вкладываешь душу, сердце и думаешь о том, чтобы твои герои совпадали с теми, кого ты экранизируешь или о ком ты написал, тогда это правильный подход. А если думаешь взять этого, потому что он знаменит, а этого, потому что у него знакомые в правительстве и т.п., тогда ничего не получается. Ни к селу ни к городу актер.

- То есть, говоря о знаменитостях, вы бы никогда не взяли в свою картину условного Безрукова?

- Нет, Безрукова я очень уважаю и люблю очень. Он так сыграл в «Спасибо, что живой»! До какой степени это похоже на Володю [Высоцкого]! При чем всем, кто знал, любил Володю, фильм понравился, а тому, кто его не знал, наоборот.

- Вы сейчас над чем-то работаете? Может быть также как и Михалков вынашиваете идею, не можете спать?

- Я написал потрясающий на мой взгляд сценарий, который называется «350 лет спустя». Пьяные мушкетеры положили оставшиеся у них деньги в банк и сказали, что забрать могут их родственники, доказав родство через 350 лет. Мы сделали такую заявку и узнали во французском банке, сколько будет стоить ли луидора помноженные на 350 лет. Оказалось 16 миллиардов долларов. Остальной фильм, кто кого как ищет. Например, родственник Портоса оказался японцем, борцом сумо. Очень смешной и интересный сценарий. Сейчас какие-то люди ходят вокруг меня, хотят, чтобы я это снял.

- Вы все никак не можете распрощаться с «Мушкетерами»?

- Мне это интересно. Я еще это написал, когда снимал «Возвращение Мушкетеров». Эх, придумал поздно эту идею, а так бы сразу вместо «Возвращения» сразу бы снимал «350 лет спустя». Вообще идей много. Но ходить искать деньги? Деньги должны сами прийти. Если сами не прийдут, значит не суждено. Ходить как Паниковский по Крещатику и просить: «Дай миллион, дай миллион» - я не умею.

- А готовые сценарии предлагают?

- То, что мне предлагают, это снимать нельзя. Тот дух, который существует в кино, то продюсерство, которое я вижу, меня не устраивает. Когда меня спрашивают, какое у вас условие я говорю, что оно одно: «После запуска производства я не вижу ни одного продюсера, не слышу ни одного требования ни от кого. Вот с этим решением я уже пять лет не снимаю. На другое не соглашусь никогда в жизни! Потому что любой из них про это кино, которое я снимаю, знает меньше чем я. Никаких конъюнктурных соображений. Я умудрился проработать всю жизнь при советской власти и ничего не сделать конъюнктурного. И даже в революционном фильме снял Высоцкого!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Дочь режиссера Наталия Юнгвальд-Хилькевич: «Мушкетеры успели с ним проститься»

Георгий Юнгвальд-Хилькевич умер в реанимации из-за сердечной недостаточности

…11 ноября, утро. Пришла печальная новость о том, что в реанимации из-за сердечной недостаточности умер режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич.

Звоню родной дочери режиссера Наталии Юнгвальд-Хилькельвич, с которой мы опубликовали не один материал в «Комсомолке». (подробности)

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Яна Поплавская - о Георгие Юнгвальд-Хилькевиче: Он умел шутить над собой, что мало свойственно режиссерам

В эфире Радио «Комсомольская Правда» актеры вспоминают о создателе фильма «Д'Артаньян и три мушкетера», скончавшемся после тяжелой болезни.

- Для меня он очень близким был человеком. Потрясающим, изумительным, каким-то очень родным. Хулиганом, смешливым. Я у него снималась в «Узнике замка Иф». Наверное, это были самые счастливые воспоминания. Он был фантастически образованным человеком. Уникальным. И что его отличало от других - удивительная самоирония. Удивительная! Он всегда умел шутить над собой, что, в принципе, мало свойственно мужчинам, а тем более режиссерам. И еще отличительной чертой его было то, что он никогда на площадке не самоутверждался на актерах, он всегда принимал их предложения и никогда не играл в гения. (подробности)

Лариса Луппиан: «Мы благодарны Юнгвальд-Хилькевичу, что он доверил Мише роль Д'Артаньяна»

Боярский и его жена с тревогой узнали сначала о болезни, а сегодня о смерти друга

- К сожалению, жизнь, так устроена, что люди болеют и уходят, - вздыхает актриса Лариса Луппиан. - Вчера узнала о том, что Георгий Юнгвальд-Хилькевич болен, а сегодня Миша позвонил. Сказал, что Георгий скончался...

Голос у Ларисы печальный. А каково будет сегодня Михаилу Боряскому сниматься в программе "Точь-в-точь", где он заседает в жюри?! (подробности)