Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Наука9 ноября 2015 11:10

Что еще, кроме взрыва на борту, могло погубить Airbus А-321?

Причины некоторых летных происшествий казались невероятными
Станислав СМИРНОВ, старший научный сотрудник НИИ точных приборов Роскосмоса, член Русского географического общества

Версия о том, что катастрофа российского самолета Airbus А-321 на Синайском полуострове была вызвана взрывом на борту, становится одной из главных. Однако пока нет неопровержимых доказательств, нельзя исключать и другие причины трагедии - например, порожденные стихийными силами природы. А бывало всякое - даже, казалось бы, самое невероятное.

Есть признаки того, что разрушение самолета произошло в воздухе.

Есть признаки того, что разрушение самолета произошло в воздухе.

Глыбы льда в небе

Иной раз при абсолютно ясной погоде с неба падают массивные куски льда. Вес некоторых глыб достигает нескольких десятков, а иногда и сотен килограммов. Такое явление случалось в разных местах земного шара. В Португалии кусок льда весом 20 килограммов пробил крышу дома, во Флориде вдребезги разбил автомобиль, а в Индии убил слона. Ледяная глыба массой 35 кг упала в палестинской деревне в окрестностях Бейт-Лехема. Подобное бывало и раньше. Так во Франции в 1593 году от глыб льда с неба погибло множество людей, 13 августа 1849 года на острове Скай (Шотландия) упавшая с неба глыба льда массой более полтонны разрушила здание, а в 1877 году – от гигантских градин погибли тысячи овец в Техасе (США).

Такие глыбы могут образовываться в тропосфере очень быстро на любой высоте, после чего они падают на землю. На этом пути они могут встретиться с самолетами и другими летательными аппаратами, что может приводить к их повреждению. Вот что случилось в США в небе над Аризоной 2 апреля 2011 года. Самолет Боинг 737-300 со 118 пассажирами на борту вынужден был совершить экстренную посадку из-за внезапно возникшей пробоины в фюзеляже. Вследствие разгерметизации в салоне стало резко падать давление воздуха. Пилоты перевели самолет в режим быстрого снижения, после чего была произведена аварийная посадка на ближайшем военном аэродроме. Хотя некоторые пассажиры во время снижения потеряли сознание от недостатка кислорода, в итоге никто не пострадал, кроме одной травмированной стюардессы.

А вот другой случай. Огромный Боинг 747-400, на борту которого было 346 пассажиров и 19 членов экипажа, 25 июля 2008 года вылетел из Лондона и уже пролетел полпути до Австралии, как внезапно раздался громкий хлопок и от фюзеляжа в районе багажного отсека оторвался трехметровый кусок обшивки. Сумки и чемоданы не вылетели наружу благодаря удерживающей сетке. Давление воздуха в салоне стало быстро падать, самолет затрясло. В это время пассажиры и члены экипажа быстро надели автоматически выпавшие кислородные маски. Пилоты начали экстренное снижение - с 9 километров до 3. Они развернули самолет в сторону столицы Филиппин и запросили аварийную посадку. Когда после удачной посадки люди выходили из самолета, то испытали сильный шок, глядя на дыру в фюзеляже площадью 9 квадратных метров.

Поврежденный Боинг-747.

Поврежденный Боинг-747.

Переохлажденная вода

Иногда в безветренную погоду во время тумана резко падает температура воздуха. При этом может образоваться область переохлажденных капель воды, готовых к очень быстрой кристаллизации. От механического воздействия вторгающегося в эту зону самолета может происходить быстрая кристаллизация воды в виде льда на внешних поверхностях самолета. С таким быстрым обледенением может не справиться штатная бортовая противообледенительная система. Очень похоже на то, что именно так в США разбился самолет Bombardier Dash 8 Q400, направлявшийся 12 февраля 2009 года в Баффало. Наземный диспетчер уже дал разрешение на посадку. Пилоты выпустили закрылки и стали готовиться к посадке. Никаких признаков тревоги у них не было. Но тут началось аномально быстрое обледенение. По-видимому лед не только блокировал работу рулей, но и нарос на плоскостях и фюзеляже так, что масса самолета превысила подъемную силу. И он камнем упал на землю.

Нечто подобное в принципе может происходить и на больших высотах. Мой коллега по работе рассказал о своем интересном наблюдении в Байконуре. Происходил вечерний пуск ракеты «Союз». Солнце уже село, но безоблачное небо еще было им подсвечено. Ракета с дымным хвостом, как обычно, поднималась в штатном режиме, но на высоте примерно 10 километров случилось неожиданное – начиная от ракеты (точнее от ее дымного хвоста) во все стороны начала быстро распространяться светлая пелена, за какой-то десяток секунд закрывшая все небо до горизонта. По-видимому, там был слой переохлажденной воды, от механического воздействия пролетающей ракеты быстро превратившийся в слой градин. Но на землю ничего не упало, эти градины растаяли по пути вниз, а затем в нижних слоях атмосферы превратились в пар.

Пробоина в Боинге-737.

Пробоина в Боинге-737.

Не исключено, что переохлажденная вода 1 июня 2009 года погубила французский самолет Airbus А-330-200 над Атлантикой, причина гибели которого так достоверно и не была установлена. Зафиксировано лишь быстрое обледенение датчика воздушной скорости, которое могло нарушить работу автопилота самолета. Вполне возможно, что обледенение датчика было первым признаком надвигающейся катастрофы, когда быстрое обледенение захватило весь фюзеляж, крылья и оперение самолета. По заключению следователей лайнер падал в океан почти вертикально. Получается, что аномально быстрое катастрофическое обледенение в принципе возможно при полете на любой высоте.

Огненные шары

Зафиксировано множество случаев встречи самолетов с огненными шарами и другими НЛО. Многие из таких встреч кончались гибелью пилота и самолета. Первый известный случай произошел в 1944 году, когда пилотам двух самолетов, базировавшихся на американском авианосце «Тикондерога» было дано задание сбить НЛО. Но при подлете самолетов к цели двигатели самолетов заглохли и пилотам пришлось совершить посадку на воду. Самолеты утонули, а пилотов спасли. Но так случается далеко не всегда – нередко, выполняя боевое задание, гибли и пилоты.

Катастрофы и происшествия с участием огненных шаров и НЛО случались и с российскими летчиками. 16 октября 1981 года в районе Калининграда пилот самолета-ракетоносца лейтенант Коротков при заходе на посадку с высоты 1300 м увидел прямо перед самолетом огненный шар светло красного цвета диаметром около 5 м. Некоторое время шар летел впереди самолета, а потом исчез. И тут же раздался взрыв в районе хвостовой части самолета. Двигатель самолета заглох, приборы перестали работать. Скорость самолета упала и самолет пошел вниз. Когда до земли осталось всего 300 м, Короткову чудесным образом удалось запустить двигатель и благополучно приземлиться. При осмотре самолета оказались разрушенными некоторые элементы обшивки и верхняя часть киля.

Поучительное происшествие случилось с известным военным пилотом Александром Копейкиным. В свое время одной из его служебных функций был сбор и анализ данных о встречах пилотов с НЛО. В 1974 году, отработав полетную программу, он получил команду перелететь в квадрат, где был обнаружен неопознанный объект. В заданной точке Копейкин увидел этот объект – казавшийся плотным шар, окруженный ярким серебристым облаком. При подлете к этому шару прекратилась связь с аэродромом, на приборной доске индикаторы сошли с ума, завыла сирена. Началась такая болтанка, что пилот бился головой об остекление кабины. В наушниках стоял такой вой, что он сорвал их с головы. Во всем теле была дикая боль. Только быстрое изменение курса с удалением от НЛО прекратило этот ужас. К счастью, не пострадал ни самолет, ни он сам. Александру Копейкину крупно повезло, но были и трагические случаи встречи с НЛО. Так 20 апреля 2012 года из-за взрыва топливных баков разбился пакистанский пассажирский самолет Боинг 737. Это крушение унесло жизни более 100 пассажиров. По неофициальным данным стало известно, что пилот самолета сообщил диспетчерам аэропорта в Исламабаде о том, что его преследует странный треугольный объект. Через минуту после этого сообщения произошел взрыв.

Китайский самолет, получивший удар на высоте 8 тысяч метров.

Китайский самолет, получивший удар на высоте 8 тысяч метров.