Премия Рунета-2020
Тверь
+9°
Boom metrics
Общество3 сентября 2015 14:38

Тверской обладатель двух хрустальных сов Николай Силантьев: Что бы ни менялось в «Что? Где? Когда?», волчок там точно останется

Легендарной передаче исполняется 40 лет
4 сентября легендарной передаче 40 лет. Фото: из архива Николая Силантьева

4 сентября легендарной передаче 40 лет. Фото: из архива Николая Силантьева

- В нашей стране всего два шоу, которые являются чисто российскими - это «КВН» и «Что? Где? Когда?». Все остальное - это так, купленное... Не верится, что второй игре я отдал большую часть своей жизни... Накануне юбилея легендарной игры, который отмечается 4 сентября, мы не могли не поговорить с обладателем двух хрустальных сов Николаем Силантьевым. Вопросы я приготовила заранее, но, конечно, из всяких форматов мы вышли почти сразу... Разговор получился большим и сразу о многом. Делимся самым интересным. Раньше попасть игру было проще - Даже не знаю, что мне больше помогло, удача или то, что я такой умный... А вообще раньше намного проще было попасть в игру. Как у меня получилось? Я смотрел игру в 80-м году. Знатоки ее проиграли 6:3, а я ее «выиграл» 6:3 дома. Стало обидно - я так хорошо играю, и я здесь, а они там. Написал письмо, рассказал о себе, сказал, что хочу попасть в клуб, приложил свою фотографию. Три месяца тишины, а осенью приходит телеграмма, что меня вызывают на отборочный тур.

За 5 лет существования клуба было решено увеличить количество игроков. Таких, как я, оказалось 57 человек из разных городов. Нас сажали произвольно в шестерки за стол, задавали вопросы, и мы давали ответы. Нужно было показать, как ты излагаешь свои мысли, как прислушиваешься к чужим, как общаешься за столом. В число лучшей отобранной девятки попал и я. Нас разбили на 3 тройки, и эти тройки были вставлены в шестерки ветеранов клуба.

По результатам трех игр в 1981 году, а тогда игры шли раз в месяц, совет клуба отобрал троих - Сашу Друзя, Мишу Бударева и меня. Бударев потом отсеялся, поиграл года 3-4 и ушел, а мы с Друзем так до сих пор и играем.

"Что? Где? Когда?" в 1983 году. Фото: из архива Николая Силантьева

"Что? Где? Когда?" в 1983 году. Фото: из архива Николая Силантьева

Обули, одели, причесали - и ты джентльмен

- В «Что? Где? Когда?» всё как в жизни. Там настолько сконцентрирована наша жизнь, в эти полтора часа проходит столько всего, что, когда ты научился справляться с этим объемом информации, с волнением за столом, это очень помогает на работе. И в жизни все кажется намного проще.

Конечно, если ты не приезжаешь несколько лет подряд, то о тебе начинают забывать. Пространства там сейчас очень мало, к тому же нужны места для спонсоров, для гостей.

Я люблю играть. Фото: из архива Николая Силантьева

Я люблю играть. Фото: из архива Николая Силантьева

Но я о себе забыть не даю. На сегодня в нашу команду-ветеранов входят два брата Латыповых, Боря Еремин, Андрей Каморин, Сережа Царьков и я. Последний раз мы довольно успешно сыграли в 2010 году. Если будет приглашение, соглашусь с удовольствием.

Я люблю сам процесс и готов играть в любом составе, с любой командой.

Пока же я могу приехать на любую игру. Позвоню, и для меня там будет готов костюм - смокинг, бабочка… С собой останется лишь захватить черные ботинки, черные носки и черные брюки. Приехал - тебя обули, одели, причесали - и ты джентльмен. Звезды и суп из питона - Что мне дала игра?.. Я в клубе больше половины жизни. Из 58 лет - 35 лет... Игра полностью изменила отношение к людям, к жизненным ситуациям.

Отдельная тема - люди. На небольшом пространстве собираются очень интересные, умные люди, с которыми никогда и нигде ты больше не встретишься в жизни. К нам приезжали и космонавты, и депутаты Госдумы, и известные артисты. Помню, как у нас бывали старенький актер Игорь Ильинский, уже старенький Аркадий Райкин, Константин Райкин - еще совсем молодой, Алла Пугачева, Яак Йоала, Александр Градский. Кстати, Анне Вески стала популярной, благодаря именно «Что? Где? Когда?». Впервые она спела песню именно на игре. До этого ее почти никто не знал, но потом она быстро стала знаменитой. Выступала у нас и Лайма Вайкуле в 80-х годах со своим варьете. Тогда она еще не была певицей всесоюзного значения, но вскоре после этого стала. Помню и совсем молоденьких группу «Любэ»... Многие артисты начинали у нас, и довольно успешно.

Наше поколение пришло не делать карьеру, а именно играть. Фото: из архива Николая Силантьева

Наше поколение пришло не делать карьеру, а именно играть. Фото: из архива Николая Силантьева

Запомнился интересный момент с Филиппом Киркоровым. Мы проиграли вопрос, и наш капитан Андрей Козлов взял апелляцию. Условие удовлетворения апелляции: мы должны были сварить суп из питона. И мы на следующий день в Нескучном саду варили настоящий суп из настоящего питона, в настоящем казане, на настоящем костре. Так вот, значит, Филипп пел, а мы готовили... Сварили суп по всем правилам, и нам засчитали выигрыш. Помню, Киркоров тогда очень обиделся за то, что мы во время его выступления жарили какой-то шашлык. Кстати, весь питон тогда был сметен за 5 секунд, съели вместе с кожей. Мне удалось отщипнуть лишь маленький кусочек. На вкус - как белое куриное мясо, только очень терпкое, острое, со специфическим привкусом. А вот Киркорову не досталось... Играть на деньги не так интересно - Раньше, при Владимире Яковлевиче Ворошилове, больше было эмоций, больше моментов интересных, веселых, смешных... Когда в игре не было денег и мы играли за книги, то это был клуб единомышленников. Все друг друга поддерживали, друг за друга переживали. А когда появились деньги, то стало не так интересно. Все стало по-другому. Молодежи, которая живет в этом ритме, может быть, это нравится - все как в жизни: зависть, ненависть, карьеризм, сплетни… Но я привык к другому. Наше поколение пришло не делать карьеру, а именно играть. Иногда мы проигрывали 1:5, но потом собирались и выигрывали 6:5. Сейчас же многие молодые команды быстро теряются. Драйв не тот...

Кстати, сначала игра называлась по-другому - «Ивановы против Петровых». За длинным столом сидели две семьи и задавали друг другу вопросы. Было немного скучновато. Затем формат поменялся, изменилось название, появился волчок. Отвечать на вопрос стал тот, на кого волчок показывал. Тоже было не то. И только потом появилось самое интересное - обсуждение. Вспоминается, сколько мы волчков тогда поломали. Сначала ведь его крутил специальный человек - «крупье» в белых перчатках, но потом в руководстве ТВ сказали, что это не нужно, уж больно на казино похоже. Человека убрали, стали крутить мы. После нескольких поломок специального человека вернули.

Сейчас вопросы стали сложнее. Фото: из архива Николая Силантьева

Сейчас вопросы стали сложнее. Фото: из архива Николая Силантьева

Сейчас вопросы стали сложнее - Когда-то Сашу Бялко спросили: «Откуда вы все так хорошо знаете?». Он ответил: «Нужно читать отрывные календари». Раньше в таких календарях был раздел «Знаете ли вы, что…». Вопросы были не очень сложные, но интересные. Постепенно они стали усложняться. Интернет сделал великое дело. Но многое изменили сами люди. Если раньше зрители просто задавали вопросы, то сейчас они хотят заработать деньги.

Но нас за эти годы научили практике «мозгового штурма». Знатоки должны секунд за 40 дать, как можно больше версий. Половина вопросов - на эрудицию, на чистое знание, а вот вторая половина - исключительно на интуицию. Жена за мной постоянно присматривает - Моя семья, жена и двое детей, всегда смотрят игру, особенно, когда там я. Жена уже привыкла, мы с ней вместе 26 лет, научилась не волноваться. А вот сын всегда переживал и вместе с тем гордился, что его папа такой умный. Жена у меня лучший в городе мастер татуажа. Только вместо татуировки «Что? Где? Когда?» сделала мне в свое время на правом плече змейку, которая выглядывает из листьев. У меня жена - Змея... Татуировка означает, что она за мной присматривает, где бы я ни был... Через десять лет волчок точно останется - Я думаю, через десять лет, как раз к 50-летнему юбилею, канва игры на 80 процентов не изменится. Останется стол, останется шестерка, останется волчок. Что-то может измениться в соответствии с духом времени. Со временем все становится более зрелищнее, богаче, становятся крупнее призы. Но, вопреки времени, остаются игроки, вопросы, ответы, волнение зрителей.

Игра полностью изменила отношение к людям, к жизненным ситуациям. Фото: из архива Николая Силантьева

Игра полностью изменила отношение к людям, к жизненным ситуациям. Фото: из архива Николая Силантьева