Премия Рунета-2020
Калининград
+5°
Boom metrics
Звезды28 июля 2015 9:45

Владимир Хотиненко: В российском кино слишком много артхауса и мало блокбастеров

Режиссер, возглавивший жюри фестиваля «Балтийские дебюты», поделился с «Комсомолкой» взглядами на индустрию
Владимир Хотиненко похвалил одну из последних работ Федора Бонадрчука

Владимир Хотиненко похвалил одну из последних работ Федора Бонадрчука

Фото: Александр КАТЕРУША

В эти дни Владимир Хотиненко председательствуют в жюри международного кинофестиваля «Балтийские дебюты» в Светлогорске Калининградской области. Режиссер уже признавался «Комсомолке», что многократно зарекался от участия в судействе, но в очередной раз не устоял. Правда, на берегу Балтийского моря занимается не только просмотром конкурсных фильмов.

— Я вообще просто отдыхать не могу. Люблю совмещать приятное с полезным. Удается! - говорит Хотиненко. — Поэтому я сейчас одновременно с отдыхом пишу сценарий. Думаю, в Светлогорске удастся выкроить время.

— Обычно перед сном пишете?

— Это раньше я работал ночью. Был ночной птицей. А сейчас удобно, когда в руках iPad. В любом месте можно писать. В лифт зашел, мысль приходит в голову, достаешь и начинаешь писать. Я очень занят и заряжен на такую спонтанную работу.

Вот, две недели мы были в Италии в Алассио. И там я хорошо поработал. Хотя ехали чисто отдыхать.

— С маской ныряли?

— Нет, я сейчас этим не занимаюсь. Это все юношеские увлечения, тогда да – с аквалангом плавал. Сейчас некогда. Нет, там отель, который стоит на берегу моря. Можно искупаться, позагорать. Хотя бессмысленно валяться не могу.

— На фестивале «Балтийские дебюты» очень много будет и российских фильмов. А как сегодня чувствует себя наше кино?

— По-всякому. Не то, чтобы совсем хорошо… но пациент скорее жив. Для кино еще что-то у нас не сформировалось пока. Нету нужной атмосферы что ли. Для кино нужно достаточное количество блокбастеров. У нас пока мало такого кино, которое приносило бы деньги для производства. У нас достаточно артхауса. На всех фестивалях у нас представлены картины: и в Венеции, и в Берлине. А с мейнстримом проблема. Кино не стало пока делом доходным, а кино нуждается в деньгах.

Да, есть успехи в коммерческом кино, у того же Бондарчука.

— Например!

— Тот же «Сталинград» - у него хорошая касса. Но этого мало. Нужны блокбастеры, нужно больше дебютов. Тогда пойдет и кино, которое мы ждем. Одно подпитывает другое.

— Какого кино мы ждем?

— Кино вообще не хватает. В советское время у нас снималось 300 фильмов в год, а сейчас едва-едва снимаем сто. А количество всегда переходит в качество. Кино должно быть разное. Аудитория должна быть разнообразная, а она у нас от 12-24 лет. Взрослые думающие люди где? В кинотеатрах их мало. Молодежная аудитория – да! А это уже своя специфика, под них подстраиваются и так далее.

— В Светлогорске недавно были КВН-щики. Александр Масляков любит говорить: «Как живем, так и шутим». А не получается ли у нас в кино: «Как живем, то и снимаем»?

— Если бы так было, то ничего страшного в этом я бы не видел… Мы сегодня посмотрели первую картину конкурса фестиваля «Балтийские дебюты». Это фильм из Швеции. Я много для себя интересного узнал. Я даже не предполагал, что между шведами и норвежцами существует определенный, чуть ли не расовый антагонизм. Это социальная картина. Социальное кино всегда есть: интересное, важное, нужное, актуальное. Оно поднимает проблему, возбуждает интерес в обществе.

— Многие называют такое кино чернухой. Часто показывают то, что людям видеть не хочется. Они говорят: «Да не все мы такие».

— Вопрос другой – для чего это делается? Вообще кино делается для развлечения. Для этого делают большинство блокбастеров. Вышел из кинотеатра и забыл, но пока сидел и смотрел, получал удовольствие.

— Посмотреть и не забыть – такие фильмы Алексей Балабанов снимал. Как к его творчеству относитесь?

— Я Алексея знал много-много лет. Он в свое время начинал на Свердловской киностудии, я там работал. Мы долго были знакомы, по-своему дружили. Не все его картины мне одинаково близки. Но все равно у Алексея было такое чутье на героя, на болевые точки современности! Во всяком случае последний герой, который был в нашем кино – это в фильме «Брат». Этот фильм очень показательный. Я был председателем жюри на «Кинотавре», когда мы «Брату» дали гран-при. У него чутье даже не на актуальность. Там все глубже и художественнее.

— Сейчас таких режиссеров хватает?

— Не хватает, но они есть. Но дебютов мало! Это то, о чем я говорю. У нас много талантливых молодых людей, которым не удается пробиться. Причины разные: отсутствие денег, конкуренция – всем ведь хочется снимать кино. А сейчас нужны разные режиссеры.

А вот, какое кино считать интересным? Вопрос это риторический. Сколько людей, столько и мнений. Реакция публики разная. То, что я называю интересным кино, для меня началось в свое время с фильма «Человек-амфибия». Я помню: маленькая касса кинотеатра в провинциальном городке. Кассовый зал забит людьми, словно банка шпротами. Мой двоюродный брат и его друзья были хулиганами, но к кассе пробиться не могли. Они просто забросили меня наверх и сказали: «Только попробуйте обидеть этого мальчика!». И вот мальчик висит вверх ногами и вытаскивает из кассы вязанку билетов. Я помню это впечатление: маленький зал, де можно лузгать семечки, курить и еще бог знает что. И началась музыка. Эту гениальную музыку из фильма «Человек-амфибия» я отлично помню. И помню то ощущение – его я жду всегда, жду его повторения.