Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Экономика6 июля 2015 11:58

Переедет ли грека через реку?

Греческий сюжет закручивается все основательнее, считает главный редактор "Финансовой газеты"
Референдум сказал «Нет» кредиторам

Референдум сказал «Нет» кредиторам

Фото: REUTERS

Референдум сказал «Нет» кредиторам. Почему-то ответ многие сочли неожиданным, хотя желающих создать юридическую базу, чтобы не платить долги, всегда будет большинство.

Что изменилось? Греция все равно должна платить. Вопрос в том, сколько и когда. Уже в июле Афинам предстоит заплатить 450 млн. евро МВФ. А до конца лета - еще более 6,5 млрд. Европейскому центральному банку. Найти столько денег она явно не сможет. Эксперты называют следующую дату предполагаемого греческого дефолта – 20 июля.

Но переговоры должны продолжиться. И позиции греческого премьера Алексиса Ципраса существенно укрепились. Во-первых, лидеры ЕС не могут игнорировать волеизъявление греческого народа. Во-вторых, Ципрас формально уже пошел на уступки. По его инициативе подал в отставку министр финансов Яннис Варуфакис, технические переговоры от Греции будет вести не столь неудобная для кредиторов фигура. Теперь очередь кредиторов делать шаг навстречу.

ЕС уже проиграл. Если он не пойдет на уступки, то окажется, что деньги лидерам ЕС дороже демократии, о чем говорят не только греческие левые, но и, например, лауреат Нобелевской премии по экономике американец Пол Кругман. А это неминуемо будет иметь политические последствия. Если пойдет – получится, что Ципрас рискнул и обыграл евробюрократию.

При любом исходе можно не сомневаться: греческая позиция вызовет взрыв популярности национально ориентированных европейских политических партий, и центробежные силы в ЕС и еврозоне станут мощнее. Собственно, именно это, а не сам по-прежнему возможный выход Греции из еврозоны – главный риск для евробюрократии.

Ну а теперь вопрос: возможен ли компромисс между демократией, бюрократией и деньгами? Конечно. Вся политика и есть такой компромисс.

Еще один вопрос: как все происходящее отразится на России? Политически мы видим в Греции своего союзника. Но последует ли что-то кроме громких заявлений – не уверен. Греция, повторю, должна договориться с кредиторами и, похоже, лимит на самостийность уже исчерпан.

С другой стороны, есть экономическая сторона союзничества. «Турецкий поток» должен превратить Грецию в крупнейший газовый хаб для Южной Европы. Но нужно, чтобы нашлись инвесторы для создания соответствующей, в том числе трубопроводной, инфраструктуры. «Газпром» не может все делать сам. А инвесторов пока не нашлось, и ситуация в Греции вряд ли облегчит их поиск.

Есть и более близкие экономические последствия. Договорятся кредиторы с Грецией или не договорятся – евро будет слабеть. А чем дороже доллар (евро будет терять прежде всего по отношению к нему), тем при прочих равных дешевле будет нефть. Ее цена определяется именно в долларах, поэтому рынок стремится найти баланс. Нефть, кстати, уже подешевела на первых новостях из Афин.

И последнее. В мировой экономике немало проблем помимо Греции. Например, китайские кредитные приливы и растущий пузырь долга. Так что греческая драма вполне может стать прелюдией к мощному мировому кризису, который выйдет за границы и Греции, и еврозоны.