Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество27 апреля 2015 14:10

В судебную тяжбу за крымские сокровища включилась Украина

О судьбе крымской коллекции и трофейных ценностей, вывезенных в годы второй мировой войны, "КП" поговорила с экспертом по культурным ценностям Минкультуры России Андреем Воробьевым
В Нидерланды привезли коллекции из четырех музеев Крыма

В Нидерланды привезли коллекции из четырех музеев Крыма

Год назад в амстердамском музее Алларда Пирсона открылась выставка "Крым: золото и секреты Черного моря". В Нидерланды привезли коллекции из четырех музеев Крыма. Около тысячи экспонатов: главные античные сокровища, шедевры скифского периода, масса крымских артефактов, включая золотые украшения... Через месяц после открытия выставки Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации. Вопрос, кому возвращать «золото Скифов», до сих пор открыт. Экспонаты по-прежнему остаются в Голландии «до урегулирования ситуации». Кстати, недавно Украина включилась в судебную тяжбу по поводу крымских сокровищ.

- Увы, на решение этого вопроса уйдут годы, - с грустью признался Андрей Александрович. – По существующим правилам экспонаты должны вернуть туда, откуда они приехали. Допустим, выехали они из Бахчисарая или Керчи, значит должны вернуться по тому же адресу. Музейные фонды формируются не периодами новейшей истории, а складываются десятилетиями и даже столетиями. Например, в Эрмитаже есть исторические коллекции, которые поступили в музей еще при Екатерине II.

Эксперт по культурным ценностям Минкультуры России Андрей Воробьев

Эксперт по культурным ценностям Минкультуры России Андрей Воробьев

И было бы странно, если бы кто-то еще, кроме Эрмитажа, мог претендовать на эти коллекции. Та же ситуация с «золотом Скифов». Эта коллекция содержит артефакты, рассказывающие историю Тавриды, а значит, является неотъемлемой частью исторической памяти Крымской земли, а не какой-то абстрактной украинской собственностью. Кроме того, вернуть коллекцию в Киев – значит создать прецедент неисполнения международного договора, где принимающая сторона дает музею гарантии своевременного возврата именно в этот музей. Это подорвет основы международной выставочной деятельности. Все это понимают, в том числе и голландцы. Сейчас вся эта история перешла в фазу долгого судебного разбирательства, в которой истцом выступают крымские музеи, а ответчиком голландский музей Алларда Пирсона. Совсем недавно, в начале апреля, Украину тоже включили в число участников судебного процесса. А значит она будет пытаться влиять на ситуацию, но сам процесс еще впереди и продлится долгие годы. Кстати, это не единственная сложная, почти тупиковая с юридической точки зрения ситуация, связанная с культурными ценностями.

ОТ САНКЦИЙ ПОСТРАДАЛИ АМЕРИКАНЦЫ

- Какие были еще?

- Например, библиотека Шнеерсона. Часть коллекции была вывезена в США в 1927 году, другая – осталась в России и попала в Ленинскую библиотеку. Ее пытались отсудить представители движения Хабат. Еще в советские времена Арбитражный суд РСФСР обязал библиотеку имени Ленина, где хранились древнееврейские рукописи и книги, вернуть коллекцию хасидам. Ленинка упорно защищала свои архивы. Бесценную коллекцию тогда сумели отстоять, но в 2010 году эта тема снова всплыла. Американский суд решил, что Россия обязана вернуть библиотеку представителям Хабат. С этого момента в случае невыполнения, любые культурные ценности из России могут быть арестованы на территории США. Чего в результате добились американцы? Полностью прекратился музейный обмен между нашими странами, совместные проекты заморозили на долгие годы. Кстати, Министерство юстиции США тогда выступало против решения американского суда и называло санкции против России бесполезными. Как в воду глядели. Пострадали от санкций в первую очередь американские музеи. В Нью-Йорке в это время были запланированы выставки из многих российских музеев. Но кто рискнет сокровищами в такой ситуации? Сегодня для совместных выставок и музейных обменов между нами нет никаких перспектив.

ПРОБЛЕМА В РОДСТВЕННИКАХ КОСТАКИ

- Не только мы боимся, что нам не вернут наши музейные ценности, но и к нам относятся настороженно. Недавно в Третьяковской галерее проходила выставка из собрания знаменитого коллекционера Георгия Костаки. Музей современного искусства в Салониках, который должен был привезти в Москву часть своей коллекции, в последний момент отказался от совместного проекта. Почему?

- Изначально была идея показать полное собрание Георгия Дионисовича в Третьяковке. Костаки был подвижником, великим коллекционером уровня Третьякова, Морозова и Щукина... Часть его коллекции русского авангарда осталась в Советском Союзе, и сейчас украшает Третьяковскую галерею. Другая часть вместе с ним уехала в Грецию, а после его смерти была продана наследниками греческому государству и вошла в состав музея в Салониках. Мы хотели соединить обе коллекции, которые объездили весь мир, а отдельные вещи иногда соседствовали в экспозициях западных музеев, но никогда с момента отъезда Костаки не встречались в России в одной экспозиции. В дружественном нам музее в Салониках отобрали для выставки около 120 работ. И вдруг правительство Греции потребовала особые гарантии на возврат своей коллекции. Мы долго пытались понять, какие дополнительные гарантии от нас хотят греки. Но так и не добились внятного ответа. И это было странно: Россия подписала конвенцию ООН о юридических иммунитетах государств и их собственности, у нас действует федеральный закон о ввозе-вывозе культурных ценностей, на основании которых мы всегда возвращаем коллекции иностранным музеям. Были прецеденты, когда к нам на выставки привозили вещи, пропавшие в годы войны из наших музеев на оккупированных территориях. Вещи, которые мы разыскиваем. Тем не менее, после выставки, как и требует закон, мы возвращали эти экспонаты их нынешним владельцам – западным музеям и только потом предъявляли претензии.

Никаких препятствий возврата коллекции Костаки в Грецию не могло быть. Он ее вывез из СССР законно. Тем не менее, греки нам отказали. Выставка прошла в половинчатом формате. Я думаю, проблема была в наследниках Костаки. Их было несколько человек, коллекция им принадлежала частями. Возможно, греки испугались, что проживающие в России потомки Георгия Дионисовича гипотетически могли бы подать иск на законность сделки по продаже коллекции Греции. В реальности, уверен, они бы на это никогда не пошли, это очень достойные люди, которые уважают память своего отца. Да и даже если бы такая угроза возникла, в любом случае Третьяковка и Минкульт все вернули бы грекам, это слишком большие репутационные риски. Кстати сказать, греки вообще очень сложно относятся к гарантиям возврата своих артефактов. Сказалась история с памятниками Парфенона, которые еще в начале 19 веке из Греции вывез английский посол в Оттоманской империи лорд Элджин. Сегодня эти всемирно известные памятники украшают Британский музей, а греки не оставляют надежды вернуть сокровища на родину. Британский музей, вообще, рекордсмен в мире по количеству претензий разных стран вернуть им свои сокровища, когда-то вывезенные в Британию. Кроме греков недовольны Нигерия, Эфиопия, Египет, Таджикистан и Китай. Но позиция самого Британского музея непреклонна: по его мнению, требования реституции могут уничтожить не только Британский музей, но и любой другой крупный музей в мире.

Через месяц после открытия выставки Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации. Вопрос, кому возвращать «золото Скифов», до сих пор открыт

Через месяц после открытия выставки Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации. Вопрос, кому возвращать «золото Скифов», до сих пор открыт

ЯНТАРНАЯ КОМНАТА НЕ ПРОПАЛА БЕССЛЕДНО

- А как дела обстоят у нас? В последние годы затихли скандальные истории, связанные с так называемыми трофейными или перемещенными во время войны ценностями. Или мы все уже друг другу вернули?

- В России четко работает закон о перемещенных культурных ценностях, согласно которому все, что оказалось в наших государственных музейных хранилищах является собственностью России и не может быть возвращено. Правда есть несколько исключений. Что касается «кто кому и в каком объеме вернул», могу сказать, что нам вернули очень мало, мелочи: кое-что из предметов интерьера, мебели, единичные картины и иконы... Ну, например, акварели ХVII века, вернувшиеся в Павловск, картина Кипренского "Портрет художника Басина", которая была обнаружена в собрании американского коллекционера Лаудера и возвращена в Русский музей, фрагмент Янтарной комнаты (одна из четырех мозаик) и комод из Янтарной комнаты. Они были обнаружены в Германии в частном владении в Бремене и возвращены в Екатерининский дворец, колокол из церкви Старая Руса, несколько памятников церковного искусства из Новгорода и Пскова. Больше и не вспомнить. Кстати, это у нас неофициально перемещенные в годы войны в СССР культурные ценности называются «трофейным искусством». В Германии, тоже неофициально, название этого явления звучит как «Beutekunst», то есть искусство в мешочках. Вот примерно в таких мешочках, такими дозами мы и получаем обратно наши памятники. Мы же возвращали масштабными блоками, начиная с Дрезденской галереи, которую передали в 1956 году, как жест доброй воли в отношении ГДР. Не обошлось тогда и без курьезов. Когда я работал в ГМИИ им. Пушкина и был хранителем коллекции керамики и витражей, в моем фонде были две прекрасные керамические испанские вазы ХVII века. Единственный их изъян – к ним не было крышек, которые точно предполагались изначально. И однажды пожилой хранитель мне по секрету рассказала, что после решения Хрущева вернуть сокровища Дрезденской галерее, их собирали в такой спешке (по крайней мере, предметы прикладного искусства), их было так много, что случайно, по ошибке отдали лишние вещи, в том числе крышки от наших ваз, хотя к немецкой коллекции они не имели никакого отношения. Прошли годы. Я поехал в Дрезден. Пришел посмотреть коллекцию керамики в музее и вдруг вижу на столе хранителя лежат две крышки, он их достал, чтобы сфотографировать для каталога. Те самые, как вы догадались. Спрашиваю у сотрудника музея, откуда эти крышки. Он говорит, что сам не может понять, почему только крышки, а ваз нет...

Но если серьезно, из крупных трофеев мы вернули очень значимые собрания и не только Германии: Венгрия получила библиотеку редких древних книг Шарашпатакского реформатского колледжа. Много чего ценного вернули Румынии и Польше. Германии вернули знаменитые витражи середины ХIV века из церкви Мариенкирхе во Франкфурте-на-Одере. Это уникальный и единственный средневековый комплекс, состоящий из 117 витражей, который посвящен редкой в средневековой иконографии теме Антихриста, аналогов которому в мире нет. Большая часть витражей хранилась в Эрмитаже и еще несколько – в Пушкинском музее в Москве. Это было в начале 2000-х, когда последние предметы из так называемого спецфонда ГМИИ им. Пушкина вернулись из хранилища в Сергиевом Посаде в музей на Волхонке.

УНИКАЛЬНЫЕ ВИТРАЖИ ХРАНИЛИСЬ В ПИВНОЙ БАШНЕ

- Вообще про это спецхранилище мало кому известно...

- Это было очень интересное хранилище. Специальный архив художественных произведений при Загорском музее – заповеднике, который располагался непосредственно в зданиях Лавры. Витражи, например, лежали в Пивной башне, где еще в ХVII веке располагалась пивная монастырская палата. Архив был создан в 1951-м году. Почему именно там – неизвестно. Наверное, чем дальше от Москвы – тем лучше, а кроме того стены монастыря надежно защищали ценности от посторонних глаз. Кстати, вновь передавать здания Троице-Сергиевой Лавры Епархии начали как раз тоже в конце 1940-х – начале 1950-х, но музейные хранилища оставались на ее территории вплоть до начала 1990-х. Архив имел всесоюзное значение и должен был пополняться за счет произведений, которые как вредные изымались из экспозиций музеев, то есть фактически запрещенного искусства. Туда попали не только перемещенные ценности, но и, например, работы Шагала из Третьяковской галереи. Информация о коллекциях, которые там хранились, была в СССР закрытой. Даже среди музейных сотрудников очень немногие знали о ее составе. Окончательно остатки этих фондов переехали в Пушкинский музей в начале 2000-х. Вот тогда и были обнаружены витражи. Коллекцию немцам вернули целиком.

- И в Эрмитаже, и в ГМИИ, в случае изучения и реставрации витражей их могло бы увидеть гораздо больше людей, чем в церкви Франкфурта-на-Одере…

- Наверняка. Но по закону, произведения, принадлежащие религиозным организациям, должны быть им возвращены, на них действие закона о перемещенных ценностях не распространяется. Кстати, насколько я знаю, немцы эти витражи так и не установили. Этот комплекс требует длительной специальной реставрации. И непонятно вообще, как их вмонтировать в окна действующего собора, ведь это очень хрупкие памятники ХIV века.

Если говорить о масштабах возвращения, то за весь период после окончания Второй мировой войны Россия вернула Германии около 90 процентов культурных ценностей. Сейчас мы в основном публикуем трофейные ценности в каталогах и устраиваем выставки, в общем активно изучаем этот материал. За последние 20 лет нашими музеями опубликовано и обнародовано много важных коллекций. В этом году в том же Пушкинском музее вышел каталог итальянской живописи тоже из числа трофейных произведений.

- Не только СССР вывозил с войны трофеи. Сколько сокровищ исчезло из музеев на наших оккупированных территориях?

- Официально мы разыскиваем около 1 млн. 200 тыс. единиц хранения, а экспонатов еще больше, пропавших в годы войны. Это колоссальная цифра. Весь музейный фонд России сегодня – около 80 миллионов экспонатов. Среди пропавшего – произведения разного художественного качества, наверное, что-то действительно затерялось, рассеяно по частным собраниям, и их трудно найти. Всем известно, что немцы вывезли знаменитую Янтарную комнату, которую так и не нашли. Я уверен, что такие памятники не исчезают бесследно. Даже если ее уничтожили, должны остаться свидетельства. К сожалению, мы еще не достигли того уровня отношений с Германией, когда можем надеяться, что нам расскажут, что же произошло на самом деле. Немцы знают про наши трофейные фонды гораздо больше, чем мы про их. Кстати, в годы войны много трофеев из Европы вывезли американцы. Они вывозили интерьеры целиком, включая дверные ручки и петли. Вывозили дворец и открывали в нем музей. В годы Второй мировой масштабы, наверное, были скромнее, но вы хоть раз слышали, чтобы им предъявили претензии по поводу трофейного искусства?