Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество23 апреля 2015 13:40

«В связи с отъездом в партизанский отряд прошу освободить меня от работы в редакции»

Подобные заявления в годы Великой Отечественной писали многие военкоры «Комсомолки»
Военкор «Комсомольской правды» Аркадий Гайдар на фронте. 16 сентября 1941 г.

Военкор «Комсомольской правды» Аркадий Гайдар на фронте. 16 сентября 1941 г.

Фото: РИА Новости

«Комсомолка» в шинели». Так называется книга (вышла еще в 1975-м) Бориса Буркова, который был нашим главным редактором в годы Великой Отечественной. В этой брошюре - вся история «Комсомольской правды» военной поры. Перед великими праздниками мы ее достаем с музейной полки, перелистываем. И снова вспоминаем своих военкоров, которые навечно остались в нашем редакционном строю. Их имена высечены на памятной стеле работы Эрнста Неизвестного - она вот уже несколько десятилетий находится у нас в редакции.

Аркадий Гайдар

Я застал в живых Бориса Буркова, встречался с ним на наших редакционных «Землянках». (Борис Сергеевич скончался 19 марта 1997-го.) Вот что он рассказал мне о Гайдаре...

Знаменитый детский писатель появился у нас в редакции, на улице «Правды», в начале июля 1941-го. Он принес заявление в Красногвардейский райвоенкомат Москвы с «требовательной просьбой» как можно скорее отправить его на фронт. Военком отказал... Через «Комсомольскую правду» и Буркова Гайдар все же пробил себе пропуск в действующую армию. Он уехал из Москвы 21 июля. А 8 августа в газете появился его очерк «У переправы». (Эту и другие фронтовые публикации Аркадия Гайдара см. на сайте kp.ru.)

- В августе 1941-го мы вызвали Гайдара в редакцию, - рассказывал мне Бурков. - Понимали: обстановка под Киевом критическая. Но Гайдар провел в Москве только ночь и снова уехал на фронт. Мы еще раз попытались вызвать его, но он отказался приезжать.

Наш военкор Михаил Котов, который вместе с Гайдаром воевал под Киевом, рассказывал мне: «Однажды наш батальон был прижат немецкими автоматчиками к зарослям камыша. Комбата ранило. Мы растерялись. И вдруг - голос Гайдара: «Слушай мою команду!» Он поднял батальон в атаку. Тогда удалось и бойцов вывести из западни, и спасти комбата».

Тимур Гайдар (он скончался 23 декабря 1999-го) как-то при встрече сказал: «Мой отец не мог такую войну пройти живым. Потому что он всегда был там, где опаснее всего». Именно со слов Тимура Гайдара, который встречался с однополчанами отца, мне известна и история гибели нашего военкора. Партизанский отряд, в котором он воевал, разбили. С Гайдаром остались пятеро. Они ночевали в селе Леплява. Перед рассветом собирались уйти в лес. Гайдар первым поднялся на железнодорожную насыпь. Со стороны леса прилетела пуля, которая попала ему прямо в сердце. Это случилось 26 октября 1941-го.

Яков Гринберг был боевым военкором и отважным морским офицером. Фото: архив "КП".

Яков Гринберг был боевым военкором и отважным морским офицером. Фото: архив "КП".

Яков Гринберг

Войну он встретил заведующим военно-физкультурным отделом «Комсомолки». На фронте - с первых дней. Вот как вспоминал о нем его фронтовой друг Всеволод Вишневский: «Яков пришел к нам в июле 1941 г. Работал не только для «Комсомолки» и «Красного Балтийского флота» - был одним из активнейших членов редколлегии русской газеты в Таллине «Советская Эстония»... Он ездил на фронт с особой разведгруппой, знакомился с комсомольцами и неустанно записывал факты боевой комсомольской работы в многодневных боях за Таллин. Гринберг вошел в нашу морскую семью, как хороший товарищ и работник… Подошли дни осады Таллина (19 - 20 августа 1941 г.). 26 и 27 августа Яков был на перекрестке шоссе у памятника «Русалка». Здесь он останавливал отступавших, формировал отряды, наводил порядок и обеспечивал оборону окраин Таллина. Работа эта велась в условиях обстрела со стороны автоматчиков и минометов. Яков вышел с рейда к вечеру 29 августа и вскоре началась атака фашистов. Транспорт погиб. Гринберг до последней минуты стоял на своем месте, показывая пример выдержки…»

Лилию Кара-Стоянову современники называли «черноглазой, обаятельной». Фото: архив "КП".

Лилию Кара-Стоянову современники называли «черноглазой, обаятельной». Фото: архив "КП".

Лилия Кара-Стоянова

Она родилась в Болгарии в 1917-м. Отец и мать были революционерами. Отца расстреляли во время сентябрьского (1923 г.) восстания в Болгарии. Мать приговорили к смертной казни. С ней в тюрьме вместе с маленькой сестренкой 9 месяцев находилась и Лилия. Смертную казнь матери заменили тюремным заключением, она ждала еще одного ребенка.

В 1926-м женщину освободили, и МОПР (Международная организация помощи борцам революции) организовала выезд семьи в СССР. Дети попали в детдом. Затем Лилию забрала к себе семья известного революционера Емельяна Ярославского.

В 1931-м девушка вступила в комсомол, вышла замуж, работала в издательстве «Молодая гвардия». В 1938-м Кара-Стоянову зачислили литсотрудником отдела студенческой молодежи «Комсомольской правды». В ноябре 1942 года Лиля ушла на фронт спецкором «КП». В заявлении написала: «В связи с отъездом в партизанский отряд прошу освободить меня от работы в редакции». Было ей тогда 25 лет… Погибла в марте 1943-го.