Что покупатели смогут приобрести по «антикризисной» цене, торговые сети будут определять сами
Фото: Алексей БУЛАТОВ
Магазины, входящие в Ассоциацию компаний розничной торговли («Ашан», «Дикси», «Магнит», «Лента» и другие), направили проект соглашения об этом в Федеральную антимонопольную службу. Как только ведомство его одобрит (а в этом участники «сговора» не сомневаются), цены будут заморожены на два месяца.
Точный список продуктов в документе не указан. Что покупатели смогут приобрести по «антикризисной» цене, торговые сети будут определять сами. По закону, к социально значимым относят более двух десятков видов продуктов. В том числе: говядина, свинина, кура, баранина, молоко, сахар и соль, картофель, капуста, морковь и крупы. Некоторые магазины уже начали замораживать цены. К примеру, 9 февраля «Дикси» составил свой «базовый продуктовый набор» по фиксированной цене, а на десяток самых популярных товаров пообещал держать наценку не более 15%.
Видимо, крупные ритейлеры решили подстраховаться, чтобы снизить участие государства в регулировке цен. Напомним, об этом сетевиков предупредил вице-премьер Аркадий Дворкович после прокурорских проверок гипермаркетов в январе. Во время ревизии следователи обнаружили несколько фактов завышения цен на продукты более чем вдвое.
Тем не менее эксперты считают идею заморозки не самым лучшим ходом.
- Проиграть в данной ситуации могут все: и потребители, и производители, и торговые сети, - говорит Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы. - Первые, узнав, что фиксация продержится всего 2 месяца, начнут массово скупать продукты, что приведет к их дефициту. У производителей цена товара может не компенсировать издержки, а сети могут выйти на низкую рентабельность.
Создание дотаций и субсидий для малоимущих слоев населения было бы более эффективно для экономики в целом, считает она.