Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды24 февраля 2015 10:33

Хочешь стать Демоном?

Взглянуть на сотворение мира, стать соучастником человеческой истории и понять, что кто-то добрый там наверху нас с вами очень любит, раз терпит все наши глупости, поможет "Демон. Вид сверху»
Сцена из спектакля "Демон: Вид Сверху". Фото: Театр «Школа драматического искусства»

Сцена из спектакля "Демон: Вид Сверху". Фото: Театр «Школа драматического искусства»

Это удивительный спектакль Дмитрия Крымова, первого эстета и художника из всех российских режиссеров.

«Демон…» идет в Школе драматического искусства на Сретенке – в зале «Глобус». Устройство «Глобуса» тут принципиально – это такое круглое, вытянутое вверх пространство, похожее на колодец или туннель (может, тот самый, в конце которого свет) высотой примерно в четыре этажа. Зрители рассаживаются по трем ярусам и смотрят вниз на белую сцену-арену. А потом смотрят вверх – там висит гигантская черная птица, точнее, ворох из перьев, тряпок, клюва и когтей. Ворох грохается вниз, там актеры приводят его в божеский вид, чинят, поддергивают тросами, «печальный демон, дух изгнанья», кое-как взлетает под небеса, а «грешная земля» опускается еще ниже, теперь мы смотрим на нее сверху вместе с демоном и видим, как там суетится жизнь со всем своим добром, злом и любовью. Ее образы на наших глазах создаются безмолвными актерами-творцами. За весь спектакль – только пара слов, да и те – голос Льва Толстого, все остальные звуки – шум ветра и дождя, плеск волн, гудки парохода, лай собаки, карканье ворон, азбука Морзе, скрип снега под ногами. Роскошный, фантазийный визуальный язык спектакля настолько выразителен, что и музыка (сообразно картинам звучит то фокстрот, то застольная, то ария, то Бах, то Чайковский) кажется почти излишеством.

Начинается все, конечно, с Адама и Евы. Они рисуются на бумаге, застилающей всю сцену. Рядом «вырастает» дерево с настоящим яблоком, которое Змей (убедительный кнут в руках одного из «творцов») скармливает парочке прародителей, а потом рай вместе с телами рвется кнутом в клочья. Вместо него возникает шторм, корабли, модель вселенной, космическая ракета с Белкой и Стрелкой, планеты, ссыпающиеся с неба снежками в руки советских зеков в ушанках. Из снеговика рождается девочка – не поверите, как по-настоящему может выглядеть нарисованный на бумаге младенец, если в вырезанной дырке на месте головы выглядывает лицо актрисы. Девочку кормят и купают, дорисовывая ванну, а чуть подрастет – отдадут на скрипку и балет, так же точно нарисовав это все на бумаге. Грустно, смешно, горько, нежно до слез выглядит картина, где Лев Толстой сначала выволакивается за бороду из «небытия», а потом идет, оставляя чернильные следы босых ног, из Ясной Поляны к рельсам, чтобы умереть и стать глыбой русской литературы, вокруг которой толпятся малюсенькие людишки. А Гоголь, тень которого натурально сжигает второй том «Мертвых душ», а советское застолье с раскачивающимися пустыми пиджаками под пристальным взглядом очков товарища Берии (не узнать его тут невозможно)… Кажется, что мы не только смотрим на эти и многие другие эпизоды нашей общей, неугомонной жизни, мы сами вместе с прекрасными крымовскими актерами все это делаем. Все картины, похожие на полотна Шагала, Пиросмани и Ван Гога, создаются из подручного реквизита – старые пластинки, желтые резиновые перчатки (вот вам и «Подсолнухи»), цветные тряпочки, бумага, скотч, кисти, тазики, какие-то косы из мочалки и ведра краски – сами «творцы» перемазаны ей до макушек.

Века человеческой жизни, страсти, судьбы и ошибки пролетят перед нами за 1 час 25 минут, оставив долгое послевкусие и глупое желание обнять руками земной шар.

Итого: как говорит народный артист Александр Филиппенко, из рецензии должно быть ясно – бежать и покупать билет или плюнуть и забыть. Так вот, на всякий случай сообщаем прямым текстом: бежать и покупать – чтобы взглянуть на мир с высоты птичьего полета.

Участвуют: актеры Лаборатории Дмитрия Крымова

Ст. м «Сухаревская», Сретенка, 19

26 февраля, 21, 22 марта

Цена билетов: 1000 руб.

ЧТО ЕЩЕ ПОСМОТРЕТЬ

Театр им. Ермоловой

«Ревизор»

Это премьера, в которой вся гоголевская картина жизни показана с помощью пластики тела. Актеры в течение всего спектакля не произносят ни одного слова: все эмоции, мысли и ассоциации в сегодняшней жизнью выражены движениями. Насколько это удалось – вам судить, но Кристина Асмус считают свое участие в постановке уникальным опытом.

Режиссер: Сергей Землянский

В ролях: Кристина Асмус, Всеволод Болдин…

Ст. м. «Охотный ряд», Тверская, д.5/6

6 марта

Цена билетов: от 300 руб.

Театр им. Вахтангова

«Улыбнись нам, Господи»

Спектакль-притча по сочинениям Григория Кановича рассказывает про стариков-евреев, отправляющихся в бесконечный путь – то ли к детям, то ли в прошлое. Диалоги, встречи, отношение к жизни - гениальный актерский ансамбль даст вам больше мыслей и эмоций, чем вы ожидаете.

Режиссер: Римас Туминас

В ролях: Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков, Юлия Рутберг…

Ст. м. "Смоленская", Арбат, 26

5, 15 марта

Цена билетов: от 800 руб.

Театр им. Пушкина

«Вишневый сад»

Премьера режиссера Владимира Мирзоева заранее вызвала пересуды: например, почему он в ней обошелся без Максима Суханова, своей постоянной звезды, почему назвал постановку «пьесой обвала» и как чеховская пьеса отзовется в нашем непростом сегодня.

В ролях: Виктория Исакова, Анна Кармакова, Андрей Сухов…

Ст. м «Тверская», Тверской бульвар, дом 23

7, 8 марта

Цена билетов: от 500 руб.