В США параллельно разрабатывались сразу пять кораблей для пилотируемых полетов в космос взамен списанных шаттлов. Вчера НАСА определилась с приоритетами. Контракт на коммерческую доставку экипажей в космос заключен с компаниями "Боинг" и SpaceX. Именно их корабли первыми возьмут на борт астронавтов.
Понятно, что сразу два разных звездолета использовать не будут. А кто в конце концов победит - частная компания Элона Маска Space X или военно-авиационно-космический монстр "Боинг" - станет известно уже очень скоро. Первые полеты с экипажами к МКС нового американского корабля запланированы на 2017 год.
Пока же немного предыстории
Еще 10 лет назад в НАСА и Европейское космическое агентство разрабатывали пилотируемый корабль «Орион». Деньги платили оба госагентства. И корабль уже выходил на финишную прямую - начинались его летные испытания. Но программа "Созвездие" была закрыта - американцы умеют считать деньги.
Между тем, свои корабли начали разрабатывать другие компании.
Boeing - «Пилотируемое космическое транспортное средство» (Crew Space Transportation). Известно сегодня под аббревиатурой CST-100. Экипаж до пяти человек.
CST-100 уже проходит летные испытания. Фото Boeing.
SpaceX - Dragon V2. В грузовом варианте уже несколько раз летал к МКС. Экипаж - до 7 человек.
А Dragon умеет приземляться и на сушу, и в море. Фото SpaceX.
Sierra Nevada – шаттл Dream Chaser. По сути это тот же «челнок»-шаттл, но несколько меньше. Возможный экипаж - 7 человек.
Blue Origin - многоразовый корабль New Shepard. Рассчитан на трех человек.
Сейчас, когда политико-экономические отношения между США и Россией обострились, создание собственного пилотируемого корабля становится приоритетной задачей. Пошутил же недавно вице-премьер Дмитрий Рогозин - мол, если мы не будем доставлять астронавтов нашими "Союзами", им придется подскакивать на МКС на батуте.
Прогноз
Скорее всего, в забеге к МКС победил частный корабль, созданный инженерами Элона Маска. И дело не только в том, что грузовики Dragon уже облетаны и по сути осталось только отработать систему жизнеобеспечения экипажа. Дело в том, что корабли запускаются ракетой, разработанной SpaceX - Falcon.
А вот CST-100 Boeing собирается отправлять на орбиту на ракете Atlas V. А в ней стоят российские двигатели РД-180. Опять без России никуда...