Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Здоровье2 сентября 2014 12:30

Школьные годы болезные

Врачи рассказали, какие основные проблемы со здоровьем подстерегают современных учеников

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Усталые глазки

У многих детей зрение «садится» именно в школе. Плохое освещение рабочего места, неправильная посадка, переутомление глаз от чтения в кровати, экраны телевизора, компьютера, постоянное «общение» с гаджетами.

- К 15 годам 30 процентов детей страдают снижением зрения, - говорит офтальмолог Игорь Азнаурян. – И во многом это заслуга планшетов и смартфонов. Дело в том, что экран планшета не зафиксирован, как, например, школьная доска (ребенок держит гаджет в руках), он то приближается, то отдаляется, то отклоняется, свет и яркость меняются. Для глаз это работа, как для фотоаппарата, который пытается навести фокус на постоянно движущуюся цель. Глаза ужасно устают. Зрение снижается, возникают различные патологии, часто начинается близорукость. Единственный вариант, как работать с экраном без вреда для глаз – это зафиксировать планшет (поставить на стол, например) на расстоянии не меньше 40 сантиметров. И уж точно сидя не смотреть в экран, который лежит у тебя на коленках, и не играть, лежа в кровати. И еще важный момент – свет от яркого экрана планшета очень вреден для глаз, если ребенок пользуется гаджетом в темной комнате. Это слишком сильное напряжение для зрения.

Педиатры советуют детям из начальной школы смотреть телевизор не больше 40 минут, а школьникам постарше – не больше одного полнометражного фильма (примерно 1,5 часа).

Локти – на стол

Очень важно, в чем ребенок носит «пятерки». Неправильный портфель может серьезно напрягать спину. Невролог Виктор Косс советует очень внимательно отнестись к школьной сумке. Важно подтянуть лямки ранца так, чтобы он не болтался мешком на пояснице, а «сидел» между грудным и поясничным отделами позвоночника. Еще важно, чтобы у портфеля была ортопедическая спинка, которая повторяет изгибы спины.

- Не советую носить учебники и тетрадки в портфелях-«сундуках», их жесткие ребра не такие гибкие, не динамичные, и, несмотря на мягкую спинку, все равно нагружают поясницу, - говорит Виктор Косс. – А еще сумка на длинном ремне – совсем не подходит для походов в школу, ведь это нагрузка на одну сторону, постоянный перекос и в будущем - искривление позвоночника.

Важно и то, как ребенок сидит на уроках и за уроками дома. Читать, полулежа на диване – неподходящее положение. Излюбленная поза школьника за столом – спина буквой «зю», локти свисают со стола, сидит на коленках - ноги под себя. Это прямой путь к искривлению позвоночника, нарушению осанки, а, следовательно, и переутомлению, головным болям, и даже проблемам с сердцем.

Сидеть ребенок должен ровно, живот втянут, лопатки не торчат, локти на столе, ноги на полу (или на подставке), взгляд перед собой. И следить за посадкой – святая обязанность родителей.

Без супа никуда

Гастрит – мрачный спутник школьника. А все почему? Едят наши дети редко и неправильно. Завтрак, может быть, и получится в них «впихнуть» полезный – каша, омлет, горячий чай. А дальше начинается «сухомятка» - чипсы, сладкие батончики, «химические» соки и булки, булки, булки. Первый звонок – частая изжога. Второй – ноющие боли в верхней части живота, а там и до гастрита рукой подать. Лучше не ждать, а предотвратить. В наших силах уговорить не есть чипсы, класть с собой коробочку с едой – бутерброды, йогурт, фрукты, овощи и обязательно воду или чай. На обед ребенок должен съесть суп. Суп – спаситель от гастрита номер один. Самый лучший вариант – овощной суп-пюре. На обед школьнику обязательно приготовьте мясное блюдо. Белок – строительный материал для растущего организма. И следите, чтобы ребенок пил достаточное количество жидкости. Не вредных сладких газировок, от которых только лишний вес появляется, а именно воды!

Холодная вода против вирусов

Как говорит моя подруга, мать троих детей, «в школе – все сопли мира». Да уж, принести вирус из храма науки, где каждый день встречаются сотни детей, ничего не стоит. Избежать невозможно, можно попробовать победить. Закаливание, если по желанию и без фанатизма, очень здорово помогает защитным силам организма. В период эпидемий можно для профилактики принимать гомеопатические средства для иммунитета, а еще промывать нос соленой водой, приходя из школы. Как бы банально это ни звучало, важно часто мыть руки – хотя бы раз в 4 часа. Ведь именно на руках живут все вирусы, летающие вокруг.

Витамины тоже помогают бороться с простудами и гриппами, особенно витамин С, который ребенок может получить из черной смородины, апельсинов, лимонов и отвара шиповника.

Двойка – это стресс

Время в школе – для школьника тревожное. Так много моментов заставляют волноваться:

- Оценки. Ребенок воспринимает «двойку» не как цифру два, а как факт «я плохой». И стать плохим – серьезный страх.

- Сравнения. Кто-то лучше читает, считает, рисует, бегает. Школа – мир соперничества, и ребенок постоянно переживает, что может не справиться, что окажется хуже всех.

- Учитель – это не мама, учитель не приласкает, не будет вникать в проблемы каждого школьника. А значит, в школе ребенок по сути один, сам за себя. И это тоже непросто.

- Общение со сверстниками. А вдруг засмеют? А вдруг не примут в компанию, ударят? Для школьника компания и друзья очень важны, и нелюбовь одноклассников может вызывать серьезную тревогу.

- Ответственность. Нельзя проспать, нельзя пропустить день, даже если устал, нельзя не выполнить домашнее задание. Важно все успеть, ничего не забыть, сделать правильно.

ЧТО ДЕЛАТЬ:

- Стресс – это и хорошо, и плохо, - считает психолог Дарья ЛОГИНОВА. – С одной стороны, умение справляться со стрессом – это отличный опыт и закалка для психики ребенка. А с другой стороны, стресс часто становится причиной невроза, когда учителя и родители не замечают постоянных детских тревог. Важно постоянно быть «на связи» со своим школьником, поддерживать, обсуждать все его страхи.

1. Для спокойствия важен режим дня. Чтобы все вокруг по возможности было предсказуемым, и школьник знал, что его ждет.

2. Нужна помощь родителей. В домашнем задании, в докладах. Ходите к ребенку на праздники, звоните узнать, как дела в школе, следите, чтобы чадо высыпалось и нормально питалось.

3. Организуйте в выходные и на каникулы интересное времяпрепровождение. Побольше радостей и впечатлений!

4. Пусть школьник почаще встречается с тем, с кем ему нравится общаться. Приглашайте в гости детей, которые хорошо относятся к вашему ребенку, с которыми он дружит, ходите вместе в кино.

5. Спорт – лучше всего избавляет от стресса. Если думаете, в какую секцию отдавать школьника, выбирайте занятия спортом. Кроме здоровья и энергии, спортивная секция «подарит» ребенку друзей по интересам.

КСТАТИ

Ученые из Калифорнийского университета провели исследование и выяснили, что школьники, которые привыкают к постоянному «общению» с гаджетами – планшетами, компьютерами, смартфонами – оставшись без своих прогрессивных игрушек, теряют навыки общения, например, перестают различать эмоции своих товарищей. А значит, чтобы дети могли нормально общаться и понимать друг друга, им необходимо разговаривать и играть «в реале», а вовсе не утыкаться в планшеты.

Британская Ассоциация учителей и преподавателей тоже напугала родителей своим исследованием. По мнению ученых, увлечения планшетами приводят к тому, что даже малыши с трудом разбираются, как играть с кубиками, и что делать с азбукой, деткам становится сложнее писать ручкой на бумаге, ведь они привыкают водить пальчиком по экрану.