Премия Рунета-2020
Новосибирск
+6°
Boom metrics
Звезды29 июля 2014 13:05

Андрей Звягинцев: Некоторые сцены я попросил актеров играть пьяными

Новосибирский режиссер, фильм которого взял призы в Каннах и в Сербии, рассказал «Комсомолке» о цензуре, православии и о том, чего зарубежный зритель никогда не поймет [фото]
Андрей Звягинцев сказал, что вместо мата в его фильме, возможно, будет тишина.

Андрей Звягинцев сказал, что вместо мата в его фильме, возможно, будет тишина.

Фото: Вадим АЛЕКСЕЕВ

Нам, наверное, очень повезло. Мы успели посмотреть на большом экране фильм, который теперь в российском кинотеатре не покажут. Впрочем, в прокат картина попадет, но будет уже подрезана цензурой. Речь идет о «Левиафане» от режиссера Андрея Звягинцева. Фильме, который получил награду Каннского фестиваля и вот совсем недавно - главный приз 21-го Фестиваля европейского кино «Палич» в Сербии. Но, несмотря на мировое признание, в России кино может выйти только с купюрами: вся нецензурная лексика из картины должна быть убрана. И как теперь фильм будет существовать без матерщины, когда сам сюжет оправдывает крепкое словцо, звучащее в кадре?

МУЗОЙ СТАЛ АМЕРИКАНСКИЙ СВАРЩИК

- Зерном замысла стала правдивая история, которая случилась в Америке с маленьким человеком - сварщиком Марвином Джоном Химеером, жившим в крошечном городке в штате Колорадо. У него хотели выкупить землю, на которой стоял его дом. Была длинная судебная тяжба с администрацией города и цементным заводом, который претендовал на эту территорию. В итоге все вылилось в то, что человек, не добившись правды и справедливости, восстал, - рассказывает Андрей Звягинцев. - Тогда он сел в многотонный гусеничный бронированный трактор и снес завод. Затем поехал в город и точечно разрушил там несколько административных зданий. На сносе последнего здания он увяз, понял, что выбраться не сможет, взял мегафон и сказал: «Меня никто не хотел слушать, теперь меня наконец-то услышали все». И застрелился. Вот такая история о бунте человека-одиночки. В общем-то, эта история универсальна. История противостояния маленького человека машине системы. Этот сюжет и лег в основу фильма.

В российских реалиях Марвин Химеер стал Николаем, его борьба с системой, с одной стороны, очень похожа на борьбу американского прототипа, с другой - серьезно отличается. Чтобы не лишать будущих зрителей удовольствия, мы ни в коем случае не будем пересказывать историю героев. Да ее и невозможно пересказать, потому что «Левиафан» - это целая гамма сюжетов, и каждый кадр - сочетание символов. Если смотреть внимательно, можно догадаться, на какие громкие события в России намекает тот или иной эпизод, а ведь фильм рассчитан на международный прокат. Так что жителям нашей страны повезло, а вот иностранцы поймут не все.

- Чего-то они будут лишены, потому что мы не будем переводить текст песни «Золотые купола на груди наколоты», это поймет только наш человек, - соглашается Звягинцев. - Есть и другой момент. Я слышал и видел, как зал реагировал на первую половину фильма: люди смеялись в голос, причем очень активно и громко. Мы тоже смеялись, когда делали это, но не представляли, что это превратиться в такую комедию, мало-помалу переходящую в трагическую историю.

Вот такое необычное явление - российский зритель смеется над одними эпизодами, иностранный - над другими. Но «Левиафан» - далеко не комедия. Это фильм на злобу дня, в котором во всей красе показаны наши извечные проблемы - от коррупции и до беспробудного пьянства в российской глубинке. А вот на этом месте хочется остановиться чуть подробнее, Андрей Петрович готов приоткрыть небольшой закулисный секрет.

Прототипом главного героя (на фото) стал сварщик из американского штата Колорадо.

Прототипом главного героя (на фото) стал сварщик из американского штата Колорадо.

ДЕВСТВЕННЫЙ МАТ

- Про Романа Мадянова я не знаю даже что сказать - пьяные сцены он играл совершенно трезвым, он был абсолютно, то есть как стекло трезв. Кстати, мы пошли на такой эксперимент: все остальные актеры в пьяных сценах действительно пьяны, причем всерьез - хорошо так выпили. И, мне кажется, этот эксперимент себя оправдал, - раскрывает секреты режиссуры Звягинцев.

Показывать на экране пьющих и курящих героев еще можно, а вот кроющих матом - уже нет. Возвращаясь к этой теме, мы попросили автора прокомментировать нецензурную лексику в «Левиафане».

- Она там абсолютно девственна, предельно проста, ясна - совершенно понятные словечки, которые все мы употребляем, и никакой многоэтажной матерщины там просто нет. Мало того, по моему мнению, нецензурная брань там необходима. Она создает образ персонажа в полной мере, живой. Более того, во всем мире, во всех странах, где есть кинематография, ненормативная лексика употребляется (кроме двух государств, это Северная Корея и Иран).

Название фильма отсылает зрителя к сочинению философа Томаса Гоббса, в котором речь идет о союзничестве власти и церкви. Согласитесь, для России эта тема очень злободневная, и вот у нее появилась новая грань: среди православных появились активисты, которые выходят на митинги и пикеты. Примером может служить одно из недавних событий: в Новосибирске, на родине Андрея Звягинцева, ссылаясь на свою веру, группа людей добилась отмены концерта Мэрилина Мэнсона. Что скажет об активистах режиссер, который посвятил свой фильм вопросам веры?

- Можно было бы предложить этим людям обратить свой взор в самих себя, потому что там тоже внутри не прибрано, это каждый знает. Не нужно далеко ходить, просто прочтите Евангелие, в котором прямым текстом говорится: «Вынь сначала бревно у себя в глазу». Мне кажется, что человек, который хочет встретиться с Богом и главным направлением своей мысли считает собственное преображение, прекрасно понимает, что ему нужно разобраться с самим собой. А эти так называемые боевые отряды… Я бы на месте иерархов церкви призвал их усмирить свой пыл, потому что прямая обязанность церкви - обратиться к ним с тем, чтобы они были более милосердны, в большей степени обращали взор вовнутрь собственной души. Мы живем в светском государстве - это декларировано, это обещано нам конституцией, - и поэтому каждый выбирает для себя свой удел.

Православие - одна из главных тем фильма, и неизвестно, как оценят ее те самые активисты. Но у первого массового зрителя картина вызвала восторженные чувства. Впечатлила она и заграницу. Кстати, создатели рассчитывали, что на «Левиафана» антиматерный закон не распространится.

- В Каннах, когда мы показывали картину, было очень много разговоров с прессой, и я активно говорил о том, что, если существует римское право, а оно основа юриспруденции, закон не имеет обратной силы. Если фильм выпущен в прошлом году, если он снят прошлым летом, если министерство культуры финансировало эту картину, то закон, вступивший в силу 1 июля, не имеет к ней отношения. Я ошибался. Чиновники тут же подверстали еще одну статью о том, что все фильмы, выпущенные до июля 2014 года, подлежат переаттестации.

Единственным, кто не пил на съемочной площадке, был актер Роман Мадянов, который сыграл в картине властного чиновника.

Единственным, кто не пил на съемочной площадке, был актер Роман Мадянов, который сыграл в картине властного чиновника.

20 КАДРОВ ТИШИНЫ

А чтобы переаттестовать картину, нужно ее «обезматить». Как посмотревшие фильм, признаемся, что нецензурной лексики в фильме действительно не много - вся она сводится к слову на букву «ять». Андрей Петрович говорит, что в сентябре фильм все же должен выйти в российский прокат, но вместо бранных слов, вероятно, там будет тишина. И в эти моменты зритель может просто выйти из состояния того гипноза, в который погружает кино.

- Суггестивная материя, как бы засасывающая в это пространство, будет нарушена в этот момент - когда артикуляция есть, а реплики нет. А ведь это длится 20 кадров, это даже не секунда, - горько вздыхает Звягинцев.

Вот эти-то 20 кадров и обретут внезапную немоту, короткие, но совершенно неожиданные для зрителя паузы. И чтобы этого не произошло, режиссер надеется, что закон все-таки будет подкорректирован.

- Я уверен, что на эту тему необходимо еще дискутировать и вернуться к этому закону - внести коррективы, поправки. Не сомневаюсь. Ведь закон - то, что помогает нам сосуществовать, а значит, по поводу его всегда можно дискутировать, обсуждать документ, чтобы сделать мир лучше. Человек для закона или закон для человека? Ответ очевиден. И есть почва для того, чтобы на эту тему еще поговорить.

Кто знает, может быть, депутаты действительно вновь займутся обсуждением особых граней великого и могучего русского языка, а может быть, останутся категоричными... Но от самого главного зрителя Звягинцев уже получил одобрение. Этот зритель - мама, которая на днях увидела картину.

- Моя мама, как всякая другая, любит все, что делает ее сын, - не без улыбки признается режиссер. - Она не критична, во всяком случае, наши взаимоотношения именно такие. Ей нравится эта картина, как и все предыдущие. Для нее это свет в оконце, ее сынуля, который делает свое дело, и она с ним солидаризируется. В общем, ей понравилось.

Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ

Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ

Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ

Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ

Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ