Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды7 июля 2014 10:40

"Тупейный художник": территория любви

В "Табакерке" завершился очередной театральный сезон
Евгения Борзых (крепостная актриса Люба) и Александр Фисенко (владелец театра Граф Каменский) на предпремьерном прогоне спектакля в постановке Михаила Станкевича по одноименному рассказу Н.Лескова "Тупейный художник" в Театре п/р О. Табакова.

Евгения Борзых (крепостная актриса Люба) и Александр Фисенко (владелец театра Граф Каменский) на предпремьерном прогоне спектакля в постановке Михаила Станкевича по одноименному рассказу Н.Лескова "Тупейный художник" в Театре п/р О. Табакова.

Фото: РИА Новости

Не знаю, давно ли сложилась традиция в Табакерке – кончать сезон премьерой и новый начинать с нее же, дав спектаклю «дозреть», но и в этом году под занавес показали только что поставленного «Тупейного художника» по Лескову.

Режиссер – 33-летний Михаил Станкевич, ученик Сергея Женовача, и это его четвертая работа в театре Табакова, где он очень удачно ставил уже и «Дьявола» по Толстому, и «Жену» по Чехову - выбирая не самое известное из классики. Вот и этот рассказ Лескова мы, прочитав еще в детстве, потом просто забываем. А зря! История-то волшебная, практически Ромео и Джульетта по-русски.

Актриса Любовь Онисимовна, 18-летняя девочка, влюбляется в тупейного художника – раньше так называли стилистов-гримеров-парикмахеров. И Люба и Аркадий – крепостные графа Каменского и служат в его крепостном же театре. Но быть вместе им не суждено – попытка бежать и обвенчаться заканчивается ссылкой непокорной Любы на скотный двор и забриванием Аркадия в солдаты. Через несколько лет он возвращается с офицерским чином и 500 рублями, чтобы выкупить девушку, но и тут вмешивается злой рок – ночью на постоялом дворе пьяный мужик, польстившись на деньги, зарежет Аркадия. Начинает историю, как и у Лескова, Рассказчик, выводя за руку свою спившуюся няню – даже не старуху, а скрюченное горе в платке, скрывающем лицо (такие же старухи-горгульи кружат здесь, приставленные барином отгонять воздыхателей от молоденьких актрис). А дальше в лесковскую повествовательность как будто поместили пружину, раскручивающую мелодраму до метафизической истории о верной любви и фатуме. Тем более, что социального пафоса, когда-то прилагавшегося в нагрузку к любому классику, здесь нет - все вопросы мирозданию. Сам граф - не кровавый басурманин и угнетатель, он обожает театр (все время играет сам, примеривая на лысую голову парики), он мил и простодушен – даже прислушивается к советам своего поднаторевшего в мельпомене цирюльника. А то, что дворня должна сидеть смирно – так и сегодня кое-где у нас порой (полтораста лет с отмены крепостничества – это для истории разве срок?)

Роль Аркадия играет популярный актер РАМТа Шкловский, сделавший своего героя избыточно витальным и талантливым (что уже преступно для крепостного). Его дуэт с Евгенией Борзых (Люба) – пример абсолютного совпадения по страстности, импульсивности и эротической чувственности (хотя формально даже самому отъявленному блюстителю нравственности здесь придраться не к чему). Драматическая игра Евгении – потрясающая, но и ее вокальный талант здесь как нельзя кстати – дело в том что спецально для спектакля Александром Маноцковым была написана барочная мини-опера «Китайская огородница» - этакий театр в театре, яркая вставка и очень удачный ход (у Лескова она упоминается, но вскользь), чтобы зарифмовать условность и реальные чувства, совпадения в театре и жизни.

А «говорящих» совпадений здесь и кроме оперы предостаточно. Скотницу Дросиду, не расстающуюся с «плаконом», и крепостную приму Петрламутрову играет одна актриса, а два доверчивых теленка, машущие веревочными хвостами, были бы чистой лирикой, если б их не повели на бойню. Тоже судьба.

В ролях: Евгения Борзых, Михаил Шкловский, Алексей Усольцев, Александр Фисенко, Марина Салакова

Ст. м. «Чистые пруды», Чаплыгина, 8 а