Пожалуй, ни одна современная пьеса не давала такого количества совершенно разных воплощений
Премьера по пьесе американца Теннеси Уильямса, поставленная Марком Розовским очень по-русски. Хотя в этом нет никакого парадокса – многие, и в их числе сам Розовский, подчеркивают внутреннее родство творчества Уильямса и Чехова:
- Да, сыгранная именно по-русски, эта пьеса… благодаря своей правде и человечности… как никакая другая взывает к состраданию, сопереживанию, сочувствию, без которых настоящего русского искусства нет. В этом смысле Теннесси Уильямс – самый русский драматург среди американцев… Его близость к Чехову несомненна…
«Трамвай», написанный в 1947 году, удостоен Пулитцеровской премии, был трижды экранизирован и сотни раз поставлен разными театрами. Пожалуй, ни одна современная пьеса не давала такого количества совершенно разных воплощений. Причину такого богатства наверное надо искать в сложном психологизме пьесы (как тут о Чехове не подумать?).
В театре "У Никитских ворот" поставили знаменитую пьесу "американского Чехова" о том, куда нас заводят желания и иллюзии
Фабула такова. Бланш Дюбуа, нервозная девушка средних лет, приезжает к своей сестре Стелле в Новый Орлеан, добираясь с вокзала на трамвае с символическим названием «Желание». Сестры воспитывались образованными аристократками, а муж Стеллы, поляк Стенли Ковальски, - прямолинейный мужлан с простыми радостями, кулаками, с пивком-картами и такими же друзьями-работягами. Но Стелла и Стенли любят друг друга, у них есть та самая «тайна двоих», и потому они счастливы в своей убогой квартирке. Бланш же от всей этой «житухи», и особенно от зятя, в ужасе. Хотя родовая усадьба «Мечта» давно спущена, а у одинокой, безнадежно стареющей Бланш нет и пяти центов, она упорно ведет себя как сентиментальная и манерная принцесса, чем жутко бесит Стенли, считающего ее иллюзии и фантазии обычным враньем, потому что ему так понятнее. Он выведывает все о ее беспорядочных интрижках и то, что Бланш уволена из школы за роман с юнцом. Все это он выкладывает другу Митчу, вздумавщему на Бланш жениться. А потом и вовсе добивает ее расшатанную психику, дико насилуя, пока Стелла мучается родами в больнице. В этом трагическом противостоянии двух миров у каждого своя правда, но если во всей истории и есть положительный герой, так это любящая и трезвомыслящая Стелла.
Вы наверняка видели фильм-классику (4 «Оскара») с хрупкой Вивьен Ли и Марлоном Брандо. А потом неоднозначную картину с доводящей до бешенства Джессикой Лэнг и Алеком Болдуином. Внутренне они так же непохожи, при абсолютной верности тексту, как и постановки театра Маяковского, МТЮЗа и «У Никитских».
Последняя постановка действительно самая русская. Несмотря на вроде бы американский антураж. Джаз? Но разве нас не тревожат чувственные импровизации этой «пришлой» музыки? Платья 50-х, майки-алкоголички, камуфляж, боулинг и татуировки сейчас как раз в моде. Даже свалка (в виде обрывков бумаги, банок, старых шин, сломанных великов и прочего, сцепленного между собой, хлама сделан занавес) нам как родная – что мы, свалок тут не видели? Или историй таких - с ментальной пропастью непреодолимой? У нас и типажи окрашены поярче. Наш Стэнли – хам и гопник, доходящий до скотства. «Аристократизм» наших «принцесс» чаще заключается в пошлых истериках и притязаниях. Ну и Митч, недотепа, не смыслящий в истинных женских желаниях ни грамма, - таких у нас навалом. Все эти характеры достоверно проработаны – в лучших традициях, опять же, классического русского театра. И посыл нового «Трамвая» из разряда наших «вечных русских вопросов»: ребята, давайте жить дружно.
Последняя постановка действительно самая русская
И правда – давайте уже, а? Попробуем все же быть терпеливее, деликатнее друг к другу. Мы не обязаны быть одинаковыми.
«У Никитских ворот»
Режиссер: Марк Розовский
В ролях: Владимир Давиденко, Наталья Баронина, Виктория Корлякова, Николай Захаров…
Ст. м. «Арбатская», Б.Никитская, 23
27 апреля
Цена билета: 300 - 1500 руб.