Красноярск
-5°
Происшествия16 апреля 2012 6:00

Красноярский турист о землетрясении в Тайланде: «Внизу - угроза цунами, а в горах - ядовитые змеи!»

Туроператоры так и не пришли на помощь охваченным паникой людям
Источник:kp.ru

Красноярский турист Александр Парфенов, оказавшийся в момент землетрясения на Пхукете (напомним, это случилось 11 апреля, сила подземных толчков достигла 8,5 балла), рассказал «Комсомолке» о том, как он со своей семьей и другие туристы спасались в горах от прогнозируемого цунами. Как бездействовали их туроператоры и насколько добры к приезжим в тот страшный день были тайцы.

«Никакого землетрясения нет, не переживайте»

Александр еще не вернулся в Красноярск, он продолжает отдыхать в Таиланде, впечатлениями он поделился по электронной почте: «Тряхнуло довольно сильно. Выглянул в окно: тайцы, персонал отеля, стояли испуганные, звонили по телефонам. На ресепшене отеля, где русскоязычный персонал, полное спокойствие. «Никакого землетрясения нет, не переживайте», - мило отвечали по телефону постояльцам девушки. А море-то рядом, от дверей номера всего 50 метров. Туристы, а отель практически полностью населен русскими, начинали изрядно нервничать. Никаких объявлений, предупреждений, инструкций - полная тишина… Я пошел к морю - там картина непонятная: туристы загорают, тайцы-торговцы быстро пакуют товар и линяют. Рядом со мной мужик стоял-стоял, да как побежал в сторону гор!

Прошел час, ничего не поменялось, я пошел на ресепшен - и стал свидетелем массового бегства туристов, которых подгоняли тайцы из персонала. Вместе с женой и детьми в составе неорганизованной толпы я устремился на штурм ближайшей горы... Путь лежал по узеньким улочкам деревни, расположенной возле прибрежной отельной зоны. Туристы полураздетые, с маленькими детьми (отдых в основном семейный). Многие ни документов, ни денег не успели взять. Попадались даже персонажи в одних плавках и босиком.

«Местные снимали нашу колонну на телефоны»

Шли минут 20, на поворотах стояли тайцы и давали разные указания, одни - что волна будет через 5 минут, другие - что времени еще полно. Наконец мы дошли до мечети. Вскоре заметили, что за нами наблюдают местные, некоторые снимали нас на телефоны. А что? Колонна весьма колоритна: толстобрюхие мужики с одышкой, верещащие дети, испуганные мамки…

Зато сами местные никуда не торопились и более того - выглядели весьма спокойно, вроде как никакой опасности и нет. У подножия горы нас догнала сотрудница отеля - носительница великого и могучего языка, а также новой неизвестной нам информации. Оказывается, на горе полно москитов и змей, и поэтому делать там нам совершенно нечего. На громкий коллективный выдох-вопрос: «А чего нам делать дальше?» - девушка растерянно сказала: «Я не знаю, может, обратно в мечеть?» Так мы и поступили и уже неспешно прошествовали обратно, а между тем коренное население сориентировалось, что это не съемки фильма ужасов «Остаться в живых» а вполне реальные туристы - полунудисты (представляете толпу полуголых женщин в мусульманском квартале?), и поспешили нам на помощь. Появилось много желающих нас подвезти до мечети, стали предлагать чистую воду, соки. Спасибо большое добрым людям! Прошло уже 1,5 часа, но представителей нашего туроператора так и не было видно.

Вернувшись к мечети, уставшие, ничего не понимающие туристы разместились на лавочках во дворе. В этот момент снова ощутимо тряхнуло. Окрестные жители прибежали с новостями и на вполне сносном английском нам объяснили, что произошли новые толчки, волну от первых толчков ждут в ближайшие 10 минут, от новых - через два часа. Кому-то удалось дозвониться до представителя туроператора - тот внятно ничего сказать не мог, кроме: «Сидите, где сидите! Еды привезем - дальше видно будет». Мы сидели и ждали…

«Из мечети нас пешком отправили до отеля»

Появились представители отеля. Потянулись на вечерний намаз мусульмане, принесли бедным туристам еды и питья. Местные вообще всячески проявляли заботу, старались держать нас в курсе происходящего, понимая, что мы находимся в информационном вакууме. Около 20.00 (спустя 4 часа с начала неразберихи) нас попытались централизованно отправить в эвакуационный пункт, расположенный неподалеку. Централизованно не получилось - замечательные автобусы туроператора, на которых нас возили по экскурсиям, так и не появились. Сотрудники отеля ловили попутные машины и по частям отправляли нас к пункту сбора - понятно, что кто-то уехал не туда, опять кто-то потерялся. Но паники не было - уже ясно, что цунами не будет. В этом самом эвакуационном пункте столпотворение. На территории какого-то административного учреждения собрали население нескольких отелей, туристы - из самых разных стран, практически все сидят на земле, никто ничего не понимает. Прождали минут 30, и тут, очевидно, за дело взялись местные власти, с помощью табличек, на которых были написаны названия отелей и мегафонов, быстро рассортировали людей по группам и начали отправлять их по отелям. За не русскоязычными туристами приехали их автобусы.... А нас... отправили пешком до отеля - километра полтора - два, дорога не освещена, куда идти - непонятно. В общем, было здорово.

От разгневанных туристов решили откупиться бесплатным виски

Часть нашей колонны идти отказалась: дети орут, все устали, решили попытаться поймать такси, но тайцы и тут оказались молодцами - стали останавливать все попутные машины и распихивать в них нас… В отеле нас ждало несколько человек персонала... Видимо, понимая все накопившиеся претензии - а многие готовы были разорвать представителей туроператора, если бы они попались им под руку, - этот самый персонал устроил торжественный прием - наливал всем алкоголь бесплатно – видимо, кто-то хорошо знающий наш менталитет посоветовал. Это сработало - уставшие и голодные люди, выпив халявного виски, расслабились и пошли спать. Не повезло только тем, кто в этот вечер должен был улететь домой - аэропорт был закрыт, и их вернули обратно в отель.

Резюме

Тайцы - молодцы, действительно помогали все и всем чем можно, осознавая, что вся эта эвакуация не больше чем реакция на панику туристов, отнеслись серьезно и с пониманием. Местная администрация - хорошо. Никаких, конечно, средств оповещения и полицейских кордонов я не видел, но «скорые» возле нас дежурили, чиновники все быстро «разрулили», в импровизированных пунктах эвакуации были и питье, и еда, и все необходимое.

На следующий день гордый представитель туроператора вещал вновь прибывшим отдыхающим, как здорово вчера была организована эвакуация. Жена проходила мимо этой славной презентации и все это слышала.

Как обычно, для наших бизнесменов главное – прибыль.

Волна все-таки была. Море поднялось на 10 см.